Федеральное агентство лесного хозяйства
Прямая линия лесной охраны
8-800-100-94-00

Историческая справка

 

Становление авиалесоохраны

Основа становления авиационной охраны лесов  была заложена отечественной лесной наукой еще в начале XX века, когда был четко сформулирован главный принцип эффективной борьбы с лесными пожарами: для уменьшения последствий и затрат на тушение необходимо обеспечить их обнаружение и ликвидацию на самых ранних стадиях. В нашей стране с ее огромными труднодоступными лесными просторами реализация этого принципа стала возможной только благодаря применению авиации.

Еще в 1915-1916 годах  российские летчики, выполнявшие полеты над лесами, наблюдали пожары и выступали пропагандистами организованного патрулирования лесной территории.  В 1921 году в ходе лесной конференции, состоявшейся в Москве, с докладом о применении самолетов и привязных аэростатов для охраны лесов и борьбе с лесными пожарами выступил профессор Турский Г.М.. Тогда же он предложил использовать фотосъемку для таксации леса. Первые опыты по применению самолетов в лесном хозяйства, включающие проведение аэрофотосъёмочных, лесоучетных и лесоустроительных работ, начались в 1922 году. В 1923 году Правительство СССР приняло решение о создании гражданского воздушного флота, что дало толчок к применению летательных аппаратов в лесном и сельском хозяйстве.

7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 мин. Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны.

Полет состоялся в ходе первой авиационной экспедиции,  руководителем которой являлся Самойлович Г. Г., впоследствии доктор наук, профессор, заведующий кафедрой применения авиации в лесном хозяйстве Ленинградской лесотехнической академии. За время работы экспедиции на охраняемой территории площадью 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров, налет составил 40 часов. Сообщения о лесных пожарах сбрасывались с помощью вымпелов в ближайшие к пожару населенные пункты для передачи затем в леспромхозы. На основе полученных результатов было установлено, что место пожара определяется с достаточной для практики тех времен степенью точности, ошибки колебались от 0,2 до 3 км.

Результаты работ экспедиции были одобрены Главлеспромом, который признал практически возможным и хозяйственно целесообразным включить авиаобслуживание в систему мер противопожарной охраны лесов СССР.

Опытные работы по применению авиации в охране лесов и для решения различных нужд лесного хозяйства были продолжены с 1932 по 1935 г.г. в Карелии, Ленинградской области, на Среднем Урале, в Коми АССР. Полеты проводились на самолетах По-2 разных модификаций, а также самолетах-амфибиях Ш-2. В результате опытных работ была подтверждена необходимость образования новой профессии - лесной летчик-наблюдатель.

В этот же период проявляется активность ученых в комплексном использовании авиации. В 1932 г. в Шатурском районе Московской области под руководством Симского A.M. проводятся опыты по аэросеву лесных семян и тушению пожаров с воздуха химическими бомбами и путем слива растворов химиката с самолета, а также авиационное опыление лесов против сибирского шелкопряда. В 1934 году в Егорьевском районе Московской области Серебрянниковым П.П. проводились первые опыты по применению взрывчатых материалов на тушении лесных пожаров.

Даже при небольшом опыте авиапатрулирования лесов становилось очевидным, что недостаточно обнаружить лесной пожар и своевременно сообщить о нем наземной охране. Необходимо было еще и организовать его тушение, обеспечив быструю доставку людей к месту пожара. В 1936 году Мокеев Г.А., впоследствии известный ученый лесопиролог, совершает впервые прыжок с парашютом для организации тушения лесного пожара.

В 1936 году создается Всесоюзный трест лесной авиации. Для организации этой работы в составе треста образуются 4 авиаотряда: № 1 - Семеновский а/о (г. Семенов, Горьковской области), № 2 - Красноборский а/о (с. Красноборск, Архангельской обл.), № 3 - Красноярский а/о (г. Красноярск), № 4 - Уральский а/о  (г. Соликамск, Пермской области).

На авиаотряды были возложены задачи непосредственного выполнения авиаохраны лесов от пожаров, аэровизуального обследования лесов, обслуживание лесосплава, аэрофотосъемки лесосырьевых ресурсов, выполнение других лесоавиационных работ. Авиаотряды Всесоюзного треста располагали своими самолетами, кадрами, специальным оснащением, имели собственную аэродромную сеть, средства технического обслуживания и ремонта самолетов.

К началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов По-2 и Ш-2. Несмотря на тяготы войны, авиационная охрана лесов не была прекращена. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и невоеннообязанные. Уже в 1941 году из оставшихся летчиков-наблюдателей организуются курсы пилотов. Придавая огромное значение охране лесов, несмотря на кровопролитную войну, наше государство находит возможность выделять ресурсы для борьбы с лесными пожарами. В 1944 году увеличивается парк воздушных судов, растет охраняемая площадь лесов и численность личного состава. Славно трудились в те годы наши женщины, взвалившие и вынесшие все тяготы на своих плечах. Нельзя не отметить из них таких, как Груздова Е.П., Поздеева Н.А., Бекряшева Г.В., Ратушная М.А., Суханова М.П., Подосенова А.Н., Попова В.Н., Варфоломеева Н.А..

Особенно нужно отметить летчика-наблюдателя набора 1943 года, в дальнейшем штурмана Аэрофлота, рекордсмена СССР и мира Олехнович Г.Т. Невозможно забыть также пилота авиаотряда № 2 Кашубу П.Т., ушедшего на фронт в августе 1941 г., а уже в ноябре удостоенного звания Героя Советского Союза.

В довоенные и послевоенные годы происходили многочисленные структурные преобразования, которые в принципе не повлияли серьезно на авиационную охрану лесов.

Наиболее значительной вехой в преобразованиях явилось постановление Правительства СССР в июне 1948 года о передаче авиации Министерства лесного хозяйства СССР с самолетно-моторным парком, летным и инженерно-техническим составом Главному Управлению гражданского воздушного флота СССР (ГУГВФ СССР).

 

Центральная база авиационной охраны лесов

Центральная база авиационной охраны лесов образована приказом Минлесхоза СССР от 11.07.1949 г. № 5021 в г. Семёнов Горьковской области на основании Распоряжения Совмина СССР от 30.06.1949 г. № 9951-Р об организации баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.

В 1957 году Центральная авиабаза переведена в г. Загорск Московской области, а в 1959 г. – в г. Пушкино Московской области.

С 1 марта 1958 г. на Центральную авиабазу возложено руководство всеми авиабазами (Приказ Минсельхоза СССР от 04.02.1958 г. № 29), ей были переданы Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Западно-Уральская, Иркутская, Красноярская, Приморская, Северная, Уральская, Якутская базы авиационной охраны лесов. Задачи и деятельность Центральной базы определялись «Положением о базе», утвержденном заместителем министра сельского хозяйства СССР Бовиным А.И..

С 1962 по 1998 годы в результате постепенного развития авиалесоохраны  число баз авиационной охраны лесов достигло 23 и к середине 1970-х годов в авиационной охране в системе авиационной охраны лесов работало более 8 тысяч парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, ликвидировавших  на начальных стадиях горения до 70% пожаров. В авиапредприятиях арендовалось до 600 воздушных судов в год.

По новому положению главными задачами Центральной базы стали организация и проведение авиационной охраны лесов от пожаров,  лесопатологического мониторинга, а так же некоторые другие работы по авиационному обслуживанию лесного хозяйства, которая осуществлялась на самолетах и вертолетах, арендуемых у Главного управления гражданского воздушного флота. Кроме того Центральная база руководила работой региональных баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства, находящихся на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской Советской Социалистической Республики, Белорусской Советской Социалистической Республики, осуществляла их снабжение и финансирование, готовила квалифицированные кадры, контролировала авиалесоохранные и другие работы.

Первым начальником реорганизованной Центральной базы стал Данилин Н.Д., его заместителем – Червонный М.Г..

В 1959 году в Центральной базе была организована производственно-техническая лаборатория. Основу лаборатории составили специалисты ВНИИЛМа, ранее занимавшиеся разработкой огнетушащих химсоставов и их применением в лесном хозяйстве, которыми руководил А.М. Симский. Он и возглавил новое подразделение, основными задачами которого стали участие в научно-исследовательских работах совместно с НИИ, разработка, испытание, опытно-производственная проверка, доработка и внедрение средств и методов борьбы с лесными пожарами авиационными и наземными средствами. Сотрудники лаборатории участвовали в разработке и экспериментальном применении химических средств, почвообрабатывающих орудий, средств связи и управления, испытании пожарного оборудования на Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ан-2ВП и др.

Позже производственно-техническая лаборатория была преобразована в научно-технический отдел Центральной базы авиационной охраны лесов.

На основании Постановления Совмина РСФСР от 05.08.1988г. №310, по приказу Минлесхоза РСФСР от 29.11.1988г. № 238 Центральная авиабаза реорганизована в Производственное объединение авиационной охраны лесов - ПО «Авиалесоохрана».

1980-е годы ознаменованы разработкой и внедрением планирующих парашютных систем «Лесник-2», позволяющих приземляться на очень ограниченные площадки в лесу, спускового устройства роликового типа СУ-Р малогабаритных высоконапорных мотопомп, взрывчатых материалов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1994г. ПО «Авиалесоохрана» реорганизовано в Центральную базу авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» – Федеральное государственное учреждение (приказ Рослесхоза от 05.08.1994 г. № 171).

В 1990-е годы проведены работы по тушению пожаров с воздуха самолетами-танкерами Ан-26П, Ан-32П, разработано специальное сливное устройство для тушения лесных пожаров с самолетов Ан-2, модернизированы в лесопожарный вариант военные самолеты-амфибии Бе-12. На одной из модификаций этого самолета – Бе-12П-200 отработаны технологии тушения лесных пожаров с воздуха, которые в дальнейшем были использованы на самолете Бе-200. Разработано современное водосливное устройство для вертолетов ВСУ-5 (ВСУ-5А) с электрическим управлением слива.

В 2001 году началось внедрение системы подачи смачивателей и пенообразователей в полете. Проведены испытания и внедрена в эксплуатацию парашютная система «Лесник-3».

К середине 90-х годов по многим регионам стала ощущаться нехватка самолетов Ан-2, вертолетов Ми-2, серьезные проблемы возникли с обеспечением авиабензином. В создавшихся условиях Центральная авиабаза была вынуждена пойти по пути создания ведомственной авиации. В 1994 году было организовано летное подразделение в составе Северо-Восточной авиабазы, а в 1995 году Центральная авиабаза приняла в свой состав Владимирское государственное авиапредприятие. В последующем году организованы отряды ведомственной авиации в Северо-Западной авиабазе (г. Петрозаводск), Красноярской (г. Енисейск), Амурской (г. Свободный) и их подразделения в республиках Алтай и Бурятия.

Наличие собственного парка воздушных судов, географически равномерное расположение авиабаз-эксплуатантов обеспечивало проведение воздушных тренировок и выполнение лесопатрульных работ при малой и частично при средней горимости практически на большей части охраняемой территории. Вкладывая средства в подразделения ведомственной авиации, Центральная авиабаза планировала ее развитие, производила ремонт, расстановку ВС по регионам, контроль за безопасностью полётов. Парк воздушных судов ведомственной авиации «Авиалесоохрана» насчитывал 103 единицы, в том числе 67 самолетов Ан-2, 1 вертолет Ми-8МТВ, 5 - Ан-26,  2 - Ан-24, 2 - Ан-3, 18 - Ми-8Т, 7 - Ми-2, 1 - Ил-103.

В 2005 году вступила в производственную эксплуатацию Информационная система дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, разработанная консорциумом учреждений РАН, Рослесхоза, Росгидромета, ИКИ РАН и других по техническим заданиям и с участием специалистов Центральной авиабазы.

В результате административной реформы 2006 года, направленной на расширение прав регионов, полномочия по охране лесов от пожаров были переданы субъектам Российской Федерации. Вместо баз авиационной охраны лесов – филиалов «Центральной базы авиационной охраны лесов» в субъектах Российской Федерации были созданы региональные государственные учреждения по авиационной охране лесов.

В 2011 году в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.03.2011 № 70 путем изменения типа существующего Федерального государственного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" создано Федеральное бюджетное учреждение "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".

В целях обеспечения контроля федерального центра за лесопожарной обстановкой в России и оказания помощи регионам в тушении лесных пожаров, в 2011 году Федеральным агентством лесного хозяйства в структуре Центральной базы авиационной охраны лесов был создан резерв парашютно-десантной пожарной службы (приказ № 211 от 06.05.2011), а в 2012 г. - Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства (приказ № 217 от 28.05.2012).

В 2012 году на базе Федеральной диспетчерской службы лесного хозяйства организована работа Прямой  линии лесной охраны (приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 226 от 29.05.2012). 

На основе постоянного анализа и прогнозирования лесопожарной обстановки, проводимых Федеральной диспетчерской службой, и обращений Правительств регионов за помощью в стабилизации обстановки, Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение о применении для борьбы с пожарами команд парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана».

В период с 2011 по 2014 годы парашютисты-пожарные и десантники-пожарные федеральной авиалесоохраны оказали действенную помощь в тушении лесных пожаров в условиях чрезвычайной ситуации Забайкальскому, Красноярскому, Приморскому краям, республикам Саха (Якутия), Коми, Тыва, Бурятия, Амурской, Томской, Иркутской, Тверской областям, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.

В ходе ликвидации лесных пожаров предотвращен переход огня на 117 населенных пунктов и объектов экономики, в т.ч. на крупные линии электропередач, хранилища горюче-смазочных материалов, аэропорты.

В настоящее время численность парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана» - 725 человек, что составляет около 20% от численности региональных служб авиационной охраны лесов.

Важным направлением работы «Центральной базы авиационной охраны лесов» является подготовка специалистов в области охраны лесов от пожаров. В структуре учреждения работает Авиационный учеб

ный центр, осуществляющий подготовку по более, чем 10 программам, в т.ч первоначальную подготовку и повышение квалификации летчиков-наблюдателей, работников парашютно-десантной пожарной службы, руководителей тушения лесных пожаров. Авиационный учебный центр оснащен комплексными тренажерами вертолетов Ми- 8 МТВ и R-44, позволяющими проводить подготовку летчиков-наблюдателей, тренировку экипажей воздушных судов по отработке взаимодействия при тушении лесных пожаров и действий во внештатных ситуациях.