Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

ФГУП «Рослесинфорг»

Историческая справка

 

Становление авиалесоохраны

Основа становления авиационной охраны лесов заложена отечественной лесной наукой еще в начале XX века, когда был четко сформулирован главный принцип эффективной борьбы с лесными пожарами: для уменьшения последствий и затрат на тушение необходимо обеспечить их обнаружение и ликвидацию на самых ранних стадиях. В нашей стране с ее огромными труднодоступными лесными просторами реализация этого принципа стала возможной только благодаря применению авиации.

Еще в 1915-1916 годах  российские летчики, выполнявшие полеты над лесами, наблюдали пожары и выступали пропагандистами организованного патрулирования лесной территории.  В 1921 году в ходе лесной конференции, состоявшейся в Москве, с докладом о применении самолетов и привязных аэростатов для охраны лесов и борьбы с лесными пожарами выступил профессор Г.М.Турский. Тогда же он предложил использовать фотосъемку для таксации леса. Первые опыты по применению самолетов в лесном хозяйстве, включающие проведение аэрофотосъёмочных, лесоучетных и лесоустроительных работ, начались в 1922 году. В 1923 году Правительство СССР приняло решение о создании гражданского воздушного флота, что дало толчок к применению летательных аппаратов в лесном и сельском хозяйстве.

7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 мин. Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны.

Полет состоялся в ходе первой авиационной экспедиции,  руководителем которой являлся Г.Г.Самойлович, впоследствии доктор наук, профессор, заведующий кафедрой применения авиации в лесном хозяйстве Ленинградской лесотехнической академии. За время работы экспедиции на охраняемой территории площадью 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров, налет составил 40 часов. Сообщения о лесных пожарах сбрасывались с помощью вымпелов в ближайшие к пожару населенные пункты для передачи затем в леспромхозы. На основе полученных результатов было установлено, что место пожара определяется с достаточной для практики тех времен степенью точности, ошибки колебались от 0,2 до 3 км.

Результаты работ экспедиции были одобрены Главлеспромом, который признал практически возможным и хозяйственно целесообразным включить авиаобслуживание в систему мер противопожарной охраны лесов СССР.

Опытные работы по применению авиации в охране лесов и для решения различных нужд лесного хозяйства были продолжены с 1932 по 1935 годах в Карелии, Ленинградской области, на Среднем Урале, в Коми АССР. Полеты проводились на самолетах По-2 разных модификаций, а также самолетах-амфибиях Ш-2. В результате опытных работ была подтверждена необходимость образования новой профессии - лесной летчик-наблюдатель.

В этот же период проявляется активность ученых в комплексном использовании авиации. В 1932 году в Шатурском районе Московской области под руководством А.М.Симского проводились опыты по аэросеву лесных семян, тушению пожаров с воздуха химическими бомбами и путем слива растворов химикатов с самолета. Тогда же в Сибири шла борьба с шелкопрядом путем авиационного опыления с самолетов зараженных участков леса. В 1934 году в Егорьевском районе Московской области П.П.Серебрянниковым проводились первые опыты по применению взрывчатых материалов на тушении лесных пожаров.

Даже при небольшом опыте авиапатрулирования лесов становилось очевидным, что недостаточно обнаружить лесной пожар и своевременно сообщить о нем наземной охране. Необходимо было еще и организовать его тушение, обеспечив быструю доставку людей к месту пожара. В 1936 году Г.А.Мокеев, впоследствии известный ученый-лесопиролог, совершает впервые прыжок с парашютом для организации тушения лесного пожара.

В 1936 году для охраны эксплуатационной зоны лесов создается Всесоюзный трест лесной авиации. Для организации этой работы в составе треста образуются авиаотряды: Ленинградский авиаотряд № 01, Северный (Красноборский) авиаотряд № 02, Красноярский авиаотряд № 03. В 1938 году создается Тюменский авиаотряд № 04.

На авиаотряды были возложены задачи непосредственного выполнения авиаохраны лесов от пожаров, аэровизуального обследования лесов, обслуживание лесосплава, аэрофотосъемки лесосырьевых ресурсов, выполнение других лесоавиационных работ. Авиаотряды Всесоюзного треста располагали своими самолетами, кадрами, специальным оснащением, имели собственную аэродромную сеть, средства технического обслуживания и ремонта самолетов.

Также в 1936 году для охраны водоохранной зоны были созданы Семеновский авиаотряд №1 (г.Семенов, Горьковская обл.) и Соликамский отряд №2 (г.Соликамск, Пермская область). 

К началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием авиаотрядов треста "Лесавиа" было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов По-2 и Ш-2. Несмотря на тяготы войны, авиационная охрана лесов не была прекращена. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и невоеннообязанные. Уже в 1941 году из оставшихся летчиков-наблюдателей организуются курсы пилотов. Придавая огромное значение охране лесов, несмотря на кровопролитную войну, наше государство находит возможность выделять ресурсы для борьбы с лесными пожарами. В 1944 году увеличивается парк воздушных судов, растет охраняемая площадь лесов и численность личного состава. Славно трудились в те годы наши женщины, взвалившие и вынесшие все тяготы на своих плечах. Нельзя не отметить из них таких, как Е.П.Груздова, Н.А.Поздеева, Г.В.Бекряшева, М.А.Ратушная, М.П.Суханова, А.Н.Подосенова, В.Н.Попова, Н.А.Варфоломеева. Среди женщин особенно нужно отметить летчика-наблюдателя набора 1943 года, в дальнейшем штурмана Аэрофлота, рекордсмена СССР и мира Г.Т.Олехнович.

Невозможно забыть также пилота авиаотряда № 02 П.Т.Кашубу и пилота авиаотряда № 01 Е.Г.Новицкого, ушедших на фронт и удостоенных звания Героя Советского Союза.

В довоенные и послевоенные годы происходили многочисленные структурные преобразования, которые в принципе не повлияли серьезно на авиационную охрану лесов. Наиболее значительными вехами в преобразованиях явились расформирование в 1948 году Треста лесной авиации, передача воздушных судов с летным и инженерно-техническим составом Главному Управлению гражданского воздушного флота СССР (ГУГВФ СССР), а также создание в 1949 году баз авиационной охраны лесов.

Создание баз авиационной охраны лесов и централизация авиалесоохраны

В июне 1949 года Совет Министров СССР своим распоряжением разрешил Минлесхозу СССР организовать базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства. В июле 1949 Приказом Милесхоза СССР были созданы Центральная (в г.Семенове Горьковской области), Северная ( в г.Красноборске Архангельской области), Приморская ( в г.Владивостоке), Уральская (в г.Тюмень), Иркутская, Западно-Сибирская (в г. Новосибирске) базы.

В 1957 году Центральная авиабаза переведена в г. Загорск Московской области, а в 1959 году – в г. Пушкино Московской области.

С 1 марта 1958 года на Центральную авиабазу возложено руководство всеми авиабазами (Приказ Минсельхоза СССР от 04.02.1958 г. № 29), ей были переданы Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Западно-Уральская, Иркутская, Красноярская, Приморская, Северная, Уральская, Якутская базы авиационной охраны лесов. Задачи и деятельность Центральной базы определялись «Положением о базе», утвержденном заместителем Министра сельского хозяйства СССР А.И.Бовиным.

С 1962 по 1998 годы в результате постепенного развития авиалесоохраны число баз авиационной охраны лесов достигло 23. К середине 1970-х годов в авиационной охране  лесов работало более 8 тысяч парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, ликвидировавших  на начальных стадиях горения до 70% пожаров. В авиапредприятиях арендовалось до 600 воздушных судов в год.

По новому положению главными задачами Центральной базы стали организация и проведение авиационной охраны лесов от пожаров, лесопатологического мониторинга, а также некоторые другие работы по авиационному обслуживанию лесного хозяйства, которые осуществлялась на самолетах и вертолетах, арендуемых у Главного управления гражданского воздушного флота. Кроме того Центральная база руководила работой региональных баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства, находящихся на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской Советской Социалистической Республики, Белорусской Советской Социалистической Республики, осуществляла их снабжение и финансирование, готовила квалифицированные кадры, контролировала авиалесоохранные и другие работы.

Первым начальником реорганизованной Центральной базы стал Н.Д.Данилин, его заместителем – М.Г.Червонный.

В 1959 году в Центральной базе была организована производственно-техническая лаборатория. Основу лаборатории составили специалисты ВНИИЛМа, ранее занимавшиеся разработкой огнетушащих химсоставов и их применением в лесном хозяйстве, которыми руководил А.М. Симский. Он и возглавил новое подразделение, основными задачами которого стали участие в научно-исследовательских работах совместно с НИИ, разработка, испытание, опытно-производственная проверка, доработка и внедрение средств и методов борьбы с лесными пожарами авиационными и наземными способами. Сотрудники лаборатории участвовали в разработке и экспериментальном применении химических средств, почвообрабатывающих орудий, средств связи и управления, испытании пожарного оборудования, в том числе на Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ан-2ВП и др.

Позже производственно-техническая лаборатория была преобразована в научно-технический отдел Центральной базы авиационной охраны лесов.

На основании Постановления Совмина РСФСР от 05.08.1988 №310, по приказу Минлесхоза РСФСР от 29.11.1988 № 238 Центральная авиабаза реорганизована в Производственное объединение авиационной охраны лесов - ПО «Авиалесоохрана».

1980-е годы ознаменованы разработкой и внедрением планирующих парашютных систем «Лесник-2», позволяющих приземляться на очень ограниченные площадки в лесу, спускового устройства роликового типа СУ-Р малогабаритных высоконапорных мотопомп, взрывчатых материалов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1994 ПО «Авиалесоохрана» реорганизовано в Центральную базу авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» – Федеральное государственное учреждение (приказ Рослесхоза от 05.08.1994 № 171).

В 1990-е годы проведены работы по тушению пожаров с воздуха самолетами-танкерами Ан-26П, Ан-32П, разработано специальное сливное устройство для тушения лесных пожаров с самолетов Ан-2, модернизированы в лесопожарный вариант военные самолеты-амфибии Бе-12. На одной из модификаций этого самолета – Бе-12П-200 отработаны технологии тушения лесных пожаров с воздуха, которые в дальнейшем были использованы на самолете Бе-200. Разработано современное водосливное устройство для вертолетов ВСУ-5 (ВСУ-5А) с электрическим управлением слива.

В 2001 году началось внедрение системы подачи смачивателей и пенообразователей в полете. Проведены испытания и внедрена в эксплуатацию парашютная система «Лесник-3».

К середине 90-х годов по многим регионам стала ощущаться нехватка самолетов Ан-2, вертолетов Ми-2, серьезные проблемы возникли с обеспечением авиабензином. В создавшихся условиях Центральная авиабаза была вынуждена пойти по пути создания ведомственной авиации. В 1994 году было организовано летное подразделение в составе Северо-Восточной авиабазы, а в 1995 году Центральная авиабаза приняла в свой состав Владимирское государственное авиапредприятие. В последующем году организованы отряды ведомственной авиации в Северо-Западной авиабазе (г. Петрозаводске), Красноярской (г. Енисейске), Амурской (г. Свободный) и их подразделения в республиках Алтай и Бурятия.

Наличие собственного парка воздушных судов, географически равномерное расположение авиабаз-эксплуатантов обеспечивало проведение воздушных тренировок и выполнение лесопатрульных работ при малой и частично при средней горимости практически на большей части охраняемой территории. Вкладывая средства в подразделения ведомственной авиации, Центральная авиабаза планировала ее развитие, производила ремонт, расстановку воздушных судов по регионам, контроль за безопасностью полётов. Парк воздушных судов ведомственной авиации «Авиалесоохрана» насчитывал 103 единицы, в том числе 67 самолетов Ан-2, 1 вертолет Ми-8МТВ, 5 - Ан-26,  2 - Ан-24, 2 - Ан-3, 18 - Ми-8Т, 7 - Ми-2, 1 - Ил-103.

В 2005 году вступила в производственную эксплуатацию Информационная система дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, разработанная консорциумом учреждений РАН, Рослесхоза, Росгидромета, ИКИ РАН и других по техническим заданиям и с участием специалистов Центральной авиабазы.

Децентрализация и современное состояние системы авиационной охраны лесов

В результате административной реформы 2006 года, направленной на расширение прав регионов, полномочия по охране лесов от пожаров были переданы субъектам Российской Федерации. Вместо баз авиационной охраны лесов – филиалов «Центральной базы авиационной охраны лесов» в субъектах Российской Федерации были созданы региональные государственные учреждения по авиационной охране лесов. 

Реформирование системы авиационной охраны лесов привело к у сокращению в регионах численности летчиков-наблюдателей и авиапожарных, снижению налета часов, утрате механизма межрегионального маневрирования,  что сказалось на эффективности авиалесоохранных работ.

В целях обеспечения контроля федерального центра над лесопожарной обстановкой в России и оказания помощи регионам в тушении лесных пожаров, в 2011 году Федеральным агентством лесного хозяйства в структуре Центральной базы авиационной охраны лесов был создан резерв парашютно-десантной пожарной службы (приказ № 211 от 06.05.2011), а в 2012 г. - Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства (приказ № 217 от 28.05.2012).

В 2012 году на базе Федеральной диспетчерской службы лесного хозяйства организована работа Прямой линии лесной охраны (приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 226 от 29.05.2012). 

В 2016 году ФБУ "Авиалесоохрана"  возвращены полномочия по проведению взрывных работ и работ по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров. Проведение данных работ начато с 2017 года и осуществляется по решению Федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров.

Также в последние годы отмечается рост численности летчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, увеличение налета часов на авиалесоохранные работы в региональных специализированных учреждениях. Не менее важно и возрождение механизма межрегионального маневрирования с участием как федеральных, так и региональных сил авиационной охраны лесов.

В настоящее время система авиационной охраны лесов России представлена ФБУ "Авиалесоохрана" (центральное подразделение находится в г.Пушкино Московской области), являющимся подведомственным учреждением Федерального агентства лесного хозяйства, и региональными специализированными учреждениями, находящимися в ведении региональных лесных ведомств. Кроме этого, в ряде регионов проводятся авиалесоохранные работы без образования специализированных учреждений авиационной охраны лесов.

Важно также отметить, что  вследствие уникальности выполняемых задач, в системе авиационной охраны лесов обеспечивается собственная подготовка кадров на базе специализированных учебных центров, крупнейший из которых работает на базе ФБУ "Авиалесоохрана". Центр является единственным в России местом подготовки и повышения квалификации летчиков-наблюдателей, для чего оснащен комплексными тренажерами вертолетов Ми-8 МТВ и R-44. 

 

Подробно в альбоме "История авиационной охраны лесов", содержащем более трехсот фотографий и статьи

Разработчики альбома ставили целью прежде всего рассказать о развитии авиационной охраны лесов, о технологиях тушения и применявшихся снаряжении и оборудовании. Поэтому при отборе фотографий руководствовались именно тем, что на них изображено, невзирая на то, что они могли быть выполнены в иной хронологический период. Работа над альбомом потребовала привлечения многих специалистов Центральной авиабазы, Всероссийского института повышения квалификации работников лесного хозяйства, ветеранов авиалесоохраны. Использованы фотографии из архивов ФБУ «Авиалесоохрана», ФАУ ДПО ВИПКЛХ, ФБУ «СПбНИИЛХ», Красноярского Музея леса и из личных архивов ветеранов авиалесоохраны, а также фотографии Анны Баскаковой, Валентина Варванца, Валерия Короткова, Владимира Леонова, Михаила Миронова, Артема Язенка.

 

 

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ТЕЛЕКАНАЛА РОССИЯ 1 "ИДУЩИЕ В ОГОНЬ"