Федеральное агентство лесного хозяйства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное бюджетное учреждение «Рослесозащита»

ФГУП «Рослесинфорг»

4 апреля 2014 г.

3 апреля 2014 года Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с ФБУ «Авиалесоохрана» проведен семинар-совещание с руководителями специализированных учреждений по авиационной охране субъектов РФ

Открывая работу мероприятия, начальник Управления охраны и защиты лесов Федерального агентства лесного хозяйства В.В.Акбердин выделил основные шаги в ходе подготовки новых  нормативных правовых актов, касающихся пожарной безопасности в лесах. Так, в настоящее время на стадии согласования с уполномоченными федеральными органами находятся:

-проект приказа Минприроды России «Об утверждении состава и формы представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах»;

-проект приказа Минприроды России «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов»;

-проект приказа Минприроды России «Об утверждении Требований к мерам пожарной безопасности в лесах с учетом классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды»;

-проект приказа Минприроды России «Об утверждении Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров»;

-проект приказа Минприроды России «Об утверждении Методики осуществления оперативного контроля над достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах»;

-проект приказа Минприроды России «Об утверждении Методики инструментального замера площади лесного пожара»;

-проект приказа Минприроды России «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров»;

-проект приказа Минприроды России “Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров”.

В ходе работы семинара-совещания с докладами выступили руководители служб и отделов ФБУ «Авиалесоохрана», руководители  специализированных организаций Амурской области, Приморского края, Республик Коми, Тыва, Саха (Якутия), Карелия.

Основные показатели  работы авиационных сил и средств по тушению лесных пожаров за 1997-2013 год,  хода пожароопасного сезона прошлого года,  итогов работы по авиационной охране лесов от пожаров субъектов Российской Федерации в 2013 году были представлены в  докладе начальника ФБУ «Авиалесоохрана» - А.В.Калинина.

Как отметил докладчик, «пожароопасный сезон 2013 года имел показатели напряженности сезона  (количество дней с III – V классами пожарной опасности) на уровне среднемноголетних, за исключением Мурманской области и  Ханты-Мансийского автономного округа, где напряженность была выше 50 %. Не смотря на невысокую напряженность сезона (чуть более 30 %) значительные площади, пройденные огнем, были зарегистрированы в Республике Саха (Якутия) и  в Республике Тыва. Наиболее горимыми регионами (53% от всех зарегистрированных лесных пожаров в России и 94% от пройденной огнем площади в лесах России) явились Республика Коми, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, Республика Тыва, Иркутская область, Республика Саха (Якутия) Забайкальский край, Республика Бурятия, Амурская область. При этом  основные площади пожаров пришлись на  Республику Саха (Якутия).

По результатам 2013 года наиболее высокие показатели по обнаружению лесных пожаров при помощи авиации (обнаружено более 75% всех пожаров) имеют Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО, Республика Коми, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий АО. Более 30 % лесных пожаров ликвидируются с применением  авиационных  сил  в республиках Карелия, Коми, Марий-Эл, Алтай, Тыва, Саха (Якутия) Мурманской, Томской, Тюменской, Амурской, Магаданской , Сахалинской областях, Пермской, Красноярском, Хабаровской краях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, Еврейской автономной области. Более 50 % лесных пожаров ликвидируется силами парашютно-десантных пожарных служб   в Республиках Карелия, Тыва, Архангельской, Тюменской, Новосибирской областях, Ханты-Мансийском, Чукотском автономных округах, Забайкальском крае, Еврейской автономной области. Кратность авиационного патрулирования в 2013 году варьировала в регионах от 2 до 100 % от расчетной. Выполнялась  установленная кратность патрулирования во Владимирской области, Ханты-Мансийском АО и Алтайском крае.

В  соответствии с заключенными регионами соглашениями с Федеральным агентством лесного хозяйства, рост численности работников парашютно-десантных пожарных служб в 2013 году должен был составить 35 % и достичь численности в 4133 человека. А фактически в ряде регионов произошло сокращение численности парашютистов-пожарных  и десантников-пожарных. Наиболее значительное сокращение численности работников парашютно-десантной пожарной службы произошло в Амурской области - с 191 работника в 2012 году до 67 работников в 2013, что связано с реорганизацией «Амурской авиабазы». В Мурманской области численность парашютно-десантной пожарной службы сократилась на 43%, в республиках Коми, Саха (Якутия) (третья часть работников принимается на пожароопасный сезон) и Еврейской автономной области процент сокращения составил около 30%. Значительно увеличена численность региональных парашютно-десантных пожарных служб в  Пермском крае,  Чукотском автономном округе, Вологодской и Кемеровской областях. Фактическое количество летчиков наблюдателей в 2013 году составило 243 человека, дополнительная потребность на 2014 год составляет  42 человека. Отсутствуют летчики-наблюдатели в специализированных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа, Кемеровской, Омской областей и Алтайского края.

Анализ развития лесопожарной ситуации в сезоне 2013 года выявил основные факторы, повлиявшие  на неблагоприятное развитие лесопожарной обстановки:

-несвоевременность введения режимов ограничения (запрета на посещение лесов и въезд в них транспортных средств, особого противопожарного режима) и режима чрезвычайной ситуации, вызванной лесными пожарами;

-несвоевременность наращивания сил и средств пожаротушения в рамках сводных планов тушения лесных пожаров;

-недостаточность материально-технической оснащенности лесопожарных формирований;

-недостаточность работы по выявлению виновников лесных пожаров и нарушителей правил пожарной безопасности в лесах и на прилегающих территориях,  привлечению их к установленной ответственности;

-недостаточность работы по недопущению неконтролируемых палов сухой травы».

Так же А.В.Калинин отметил, что «анализ основных показателей работы авиационных сил и средств по тушению лесных пожаров за 1997-2013 год, позволяет сделать следующие выводы:

-за указанный период количество пожаров, возникающих в зоне авиационного мониторинга и зоне применения авиационных сил и средств значительно изменилось. Диапазон составляет от 6975 пожаров в 2013 до 21699 в 2003 году. В среднем, в последние 10 лет ежегодно возникает около 14500 пожаров;

-процент обнаружения пожаров в районах авиационного применения сил и средств  в среднем по России сохраняется на уровне 42%, но в последние 3 года, в связи с увеличением  дополнительного финансирования, кратности авиационного патрулирования и, соответственно, налета часов, данный показатель  вырос до 51 %;

-оперативность ликвидации пожаров в первые двое суток за весь исследуемый период находится на уровне 30 %, но в последние три года этот показатель также стал несколько выше;

-за последние два года в 1,7 раза вырос показатель числа пожаров, ликвидированных с применением авиации, что также связано с общим увеличением налета часов на единицу площади. Так, в 2012 году налет составил 40776 часов, что выше налета в горимом 2010 году в 1,8 раза. Также, почти в два раза от среднего показателя (14 %) выросла доля пожаров, ликвидированных работниками ПДПС самостоятельно (до 27 %);

-за период с 2010 года численность работников ПДПС увеличилась на 1543 человека, составив в 2013 году 3922 работника, что  связано с созданием в 2011 году парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана», численность которой в 2013 году составила 725 человек, и проведенными мероприятиями по увеличению численности работников парашютно-десантных пожарных служб  в субъектах Российской Федерации. После стабилизации обстановки в 2009-2010 годах наметился определенный рост качественных показателей по авиационной охране лесов в Российской Федерации, но эти показатели неоднородны  по субъектам РФ.  На минимальном уровне основные показатели продолжают находиться в  Камчатском  крае, Омской области, Республиках Тыва и Якутия».

В ходе совещания были сформулированы приоритетные  задачи в авиационной  охране лесов от пожаров на 2014 год:

-необходимость оптимизации  распределения территории лесного фонда по зонам мониторинга и районам применения сил и средств пожаротушения. В настоящее время значительная часть территорий Дальневосточного и Сибирского округа, входящих в зону авиационного мониторинга, примыкает к почти не охраняемой зоне космического мониторинга 2 уровня, что является высоким фактором риска перехода крупных лесных пожаров в зону авиационного мониторинга. При перераспределении зон мониторинга необходимо принимать во внимание недопустимость примыкания границ зон наземного и авиационного мониторинга к зоне космического мониторинга 2 уровня;

-необходимость роста количества воздушных судов, привлекаемых для выполнения авиационного мониторинга и приведение его в соответствие с нормативами, в том числе за счет легких самолетов и вертолетов с низкой стоимостью летного часа;

-необходимость приведения численности команд парашютистов-пожарных и десантников-пожарных в соответствие с численностью, установленной соглашениями между субъектами Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства.

-необходимость обеспечения своевременного наращивания сил и средств пожаротушения на начальном этапе тушения лесных пожаров  в соответствии со Сводными планами тушения.

-необходимость повышения социальной и материальной защищенности работников авиапожарных команд и летчиков-наблюдателей.

-необходимость обеспечения  выполнения  кратности авиапатрулирования в соответствии со Сводными планами тушения лесных пожаров.