Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

ФГУП «Рослесинфорг»

10 апреля 2015 г.

70-летию Великой Победы посвящается...

Никто не забыт - ничто не забыто

22 июня 1941 – 9 мая 1945. Это не просто слова и даты. Каждый день, каждый миг Великой Отечественной войны – это ратный подвиг всего многонационального Советского народа и на поле боя, и в глубоком тылу. В нашей стране нет ни одного человека, чью семью война обошла стороной. 

На сайте Министерства  обороны Российской Федерации размещен уникальный информационный ресурс открытого доступа «Подвиг Народа», наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны. Создание наиболее полного электронного банка документов по ключевому периоду современной истории цивилизации не имеет аналогов по объему, исторической и социальной значимости, и является вечным памятником великому Подвигу Народа.

Ссылка на информационный ресурс «Подвиг Народа» http://www.podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

Авиационная охрана лесов в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941  года закончилась мирная жизнь и у советской авиалесоохраны. Из организованных по приказу Всесоюзного государственного треста лесной авиации «Лесавиа» авиаотрядов основная часть личного состава ушла на фронт. Ушедших мужчин заменили женщины и невоеннообязанные. Придавая огромное значение охране лесов, несмотря на кровопролитную войну, государство нашло  возможность выделять ресурсы для борьбы с лесными пожарами. В 1944 году был увеличен  парк воздушных судов, увеличилась охраняемая площадь лесов и численность личного состава. В системе авиалесоохраны славно трудились в те годы женщины, взвалившие и вынесшие все тяготы военного времени  на своих плечах.  Вот что вспоминает летчик-наблюдатель Северного авиаотряда  Е.П.Шумилова:

«Кроме охраны лесов от пожаров, мы выполняли работы по патрулированию лесосплава, наблюдали за прохождением древесины по лесным речкам, за заторами и скоплениями древесины у наплавных сооружений».

9 августа 1941 года ушел добровольцем на фронт летчик  Северного авиаотряда П. Т. Кашуба. Практически сразу П.Т.Кашуба был зачислен  летчиком в первую авиаэскадрилью Особой авиагруппы связи Гражданского Воздушного флота. С октября 1942 года капитан Кашуба – командир корабля ЛИ-2. Он был активным участником боевых операций в Крыму, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике. Павел Тарасович  Кашуба стал первым из гражданских летчиков страны, удостоенным  высокого звания Героя Советского Союза, он также был награжден орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войну 1 степени»

За время Великой Отечественной войны Кашуба налетал 1180 часов, из них ночью – 240 часов. Совершил 69 ночных и 124 дневных вылета за линию фронта, из них десять – с посадкой в тылу противника.

С декабря 1944 года Павел Кашуба – командир корабля СИ-47 10-й гвардии авиатранспортной дивизии ГВФ – с особым заданием направился к партизанам Югославии. На свой аэродром не вернулся. Позже стало известно – погиб в Карпатах.

В 1980 году для увековечивания его памяти в селе Красноборске одна из улиц названа именем героя.

Героем стал и инструктор - парашютист Е. Г. Новицкий до войны трудившийся в Ленинградском авиаотряде. Во время Великой Отечественной войны Евгений Гаврилович Новицкий  служил начальников парашютно-десантной службы 7-го гвардейского штурмового авиаполка 9-ой штурмовой авиации дивизии ВВС  Балтийского флота,  к окончанию войны совершил более шестидесяти боевых вылетов на штурмовку вражеских войск и кораблей. Потопил четыре транспорта,  был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны и Красной Звезды, многими боевыми медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено 6 марта 1945 года.

По следам бессмертного подвига

Летом 2013 года во время тушения лесного пожара группой парашютистов-пожарных Чунского авиаотделения  Иркутской базы авиационной охраны лесов  был обнаружен фрагмент обшивки самолета. Предварительная экспертиза специалистов г. Иркутск данного фрагмента показала, что это материал обшивки иностранного производства и в годы Великой Отечественной войны в СССР не производился.
Возникло предположение, что данный фрагмент принадлежит военному американскому истребитель Р-39 «Аэрокобра», ведомому кавалером ордена Красной Звезды, летчиком-перегонщиком, капитаном Григорием Петровичем Чуйко. Самолет пропал в октябре 1943 года предположительно в Чунском районе, взлетев 24 числа с запасного аэродрома в Нижнеилимске.
Самолеты Белл P-39 «Аэрокобра» поставлялись в СССР по ленд-лизу в 1942-1945 годах по ранее секретной перегоночной авиатрассе «Аляска – Сибирь».

30 сентября 2014 года состоялась отправка экспедиции в составе представителей ФБУ «Авиалесоохрана», Иркутской базы авиационной охраны лесов, администрации Чунского района, ГУ МЧС  по Иркутской области  для обнаружения потерпевшего катастрофу самолета и останков капитана Григория Петровича Чуйко. Возглавлял  поисковый отряд начальник Чунского авиаотделения Александр Плеханов. Квадрат поиска составлял около 20 км².
В ходе работы отрядом найдены два фрагмента предположительно принадлежащие самолету капитана Чуйко.

В настоящее время  полученные во время экспедиции материалы находятся на экспертизе во Всероссийском институте авиационных материалов. Поиски будут продолжены в апреле-октябре 2015 года. Найти место авиакатастрофы и воздвигнуть памятный крест подвигу кавалера ордена Красной Звезды, летчику-перегонщику, капитану Г.П. Чуйко сотрудники авиалесоохраны считают делом чести и совести, гражданским долгом потомков перед победителями – героями Второй мировой войны.  

Фильм ФБУ "Авиалесоохрана" о старте экспедиции на поиски погибшего самолета Р-39 "Аэрокобра"

Фильм ФБУ "Авиалесоохрана" об итогах первого этапа экспедиции по поиску погибшего самолета Р-39 "Аэрокобра"