Федеральное агентство лесного хозяйства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное бюджетное учреждение «Рослесозащита»

ФГУП «Рослесинфорг»

28 февраля 2010 г.

Выдержки из книги А.С. Исаев, Г.Н. Коровин. "Актуальные проблемы национальной лесной политики".

В 2009 году вышла книга А.С. Исаев, Г.Н. Коровин. Актуальные проблемы национальной лесной политики. — М.: Институт устойчивого развития /Центр экологической политики России, 2009. -108 с.

В работе излагается стратегия развития лесного комплекса России на период до 2020 г., подготовленная группой экспертов в Совете по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. Основные положения стратегии направлены на совершенствование управлением лесами как важнейшего экологического и ресурсного потенциала, играющего важную роль в экономике государства.
Для реализации стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации и совершенствования лесного законодательства необходимо решить ряд задач законодательного и организационного плана:

  • Пересмотреть ряд положений лесного кодекса, не способствующих успешному развитию лесных отношений в Российской Федерации. Повысить правовой статус лесов как особого объекта, тесно связанного с землей и определяющего режим использования земель, на которых они произрастают. Перевести леса в категорию недвижимого имущества с обязательной государственной регистрацией сделок по лесам и обязательным ведением государственного лесного кадастра.
  • Признать разработку национальной лесной программы обязательным элементом государственного управления лесами и обеспечить ее реализацию в рамках региональных лесных планов. Обеспечить долговременный характер лесных планов, учитывающих исключительную длительность воспроизводственного цикла лесов и долговременные интересы государства и общества в управлении лесами.
  • Повысить правовой статус государственной лесной службы и построить трехуровневую систему государственного управления лесами, соответствующую существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Возложить на государственные лесничества функции низового звена государственного управления лесами. Наделить лесную службу всеми полномочиями, необходимыми для эффективного выполнения функции государственного управления лесами на федеральном, региональном (субъекты Российской Федерации) и местном уровнях.
  • Обеспечить проведение лесоустройства в интересах государства, являющегося собственником лесов, и за счет средств собственника (государственного бюджета). Расширить функции лесоустройства и повысить его роль в разработке и реализации лесных планов на местном и региональном уровнях.
  • Привести уровень охраны и защиты лесов от деструктивных воздействий природных и антропогенных факторов в соответствии с современными экологическими, экономическими и социальными требованиями. Обеспечить федеральную поддержку регионов при борьбе с огнем в условиях чрезвычайной горимости лесов и при проведении истребительных мероприятий в условиях массовых вспышек вредных насекомых и болезней леса.
  • Ускорить развитие национальной системы добровольной лесной сертификации и усилить контроль выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств по лесам. Адаптировать национальные критерии устойчивого управления лесами на региональный и местный уровни, ввести их в систему лесного планирования.
  • До полного охвата государственной инвентаризацией всех лесов и лесных земель сохранить существующий порядок формирования информационного обеспечения государственных органов управления лесами, основанный на регулярном проведении государственных учетов лесов и учета текущих изменений в них в результате воздействия природных и антропогенных факторов. В целях усиления борьбы с нелегальными рубками и другими нарушениями лесного законодательства сохранить разрешительную систему лесопользования с упрощенным порядком оформления документов и упрощенным доступом к лесным ресурсам.

Высказанные положения, положенные в основу совершенствования государственного управления лесами, учтены в Стратегии развития лесного комплекса и представлены на утверждение в Правительство Российской Федерации.
 

В связи с огромными масштабами разрушительного воздействия лесных пожаров, массовых размножений вредных насекомых и болезней леса и других природных факторов, существенно превышающих масштабы деструктивного воздействие рубок леса и других антропогенных факторов, а также растущими экологическими и социально-экономическими требованиями к уровню охраны лесов одной из приоритетных проблем признано сохранение лесов.

Основным фактором, определяющим состояние и ресурсный потенциал лесов Российской Федерации, был и остается огонь, оказывающий разрушительное воздействие на лесные экосистемы. Площадь гарей и погибших насаждений на порядок превышает площадь вырубок, а потери лесного хозяйства вследствие пожаров в несколько раз превышают общие расходы на ведение лесного хозяйства. Эмиссии углерода от лесных пожаров в годы с чрезвычайной пожарной опасностью по условиям погоды делают леса не поглотителем, а источником парниковых газов. Необходимым условием устойчивого управления лесами и выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств по лесам является обеспечение отвечающего современным экологическим, экономическим и социальным требованиям уровня их охраны.
 

Основными целями усиления охраны лесов от пожаров являются:

  • снижение масштабов деструктивного воздействия лесных пожаров и размеров наносимого ими ущерба;
  • обеспечение уровня охраны лесов от пожаров, отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям.

Для достижения указанных целей требуются решение следующих задач:

  • усиление профилактики лесных пожаров и государственного пожарного надзора в лесах;
  • повышения оперативности обнаружения возникающих лесных пожаров и подавления их в начальной стадии развития;
  • повышение эффективности тушения крупных лесных пожаров, выходящих из-под контроля оперативных сил и средств борьбы с огнем.

Поставленные задачи должны решаться переход к управлению лесными пожарами на основе пожарного районирования лесного фонда, прогнозирования риска лесных пожаров, совершенствования механизма взаимодействия органов государственной власти и лесного бизнеса.
Комплекс мероприятий, направленных на усиление профилактики лесных пожаров и государственного пожарного надзора в лесах должен включать в себя проведение противопожарного обустройства лесов, усиление противопожарной пропаганды, регули¬рование запасов лесных горючих материалов.
 

Для повышения оперативности обнаружения возникающих пожаров и их подавления в начальной стадии развития необходимо:

  • развитие сети наземных наблюдательных пунктов;
  • обеспечение нормативной кратности авиационного патрулирования лесов;
  • развитие системы аэрокосмического мониторинга лесных пожаров, оценки и прогнозирования пожарной опасности в лесах и чрезвычайных лесопожарных ситуаций.

Комплекс мероприятий по повышению эффективности тушения крупных лесных пожаров и снижению наносимого ими ущерба должен включать:

  • зонирование лесного фонда по видам и уровням охраны, методам мониторинга лесных пожаров;
  • развитие сети пожарно-химических станции, авиациинных отделений с активными силами и средствами пожаротушения, укомплектование современной лесопожарной техникой и оборудованием;
  • создание национального и межрегиональных (окружных) лесопожарных центров, обеспечивающих маневрирования ресурсами и оказание помощи субъектам Российской Федерации при борьбе с огнем в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

Для успешного решения лесопожарной проблемы требуется создание трехуровневой системы управления охраной лесов, включающей:

  • местный уровень (уровень лесничеств, лесопарков);
  • региональный (уровень субъектов Российской Федерации);
  • национальный (федеральный уровень).

Основные объемы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров должны планироваться и осуществляться на местном уровне. Организационные функции по охране лесов на этом уровне осуществляются низовым звеном управления лесами.
Лесопожарные центры должны быть укомплектованы силами и средствами пожаротушения, транспорта, связи и выполнять функции по мониторингу, прогнозированию пожарной обстановки, координации мероприятий по борьбе с пожарами на региональном уровне и обеспечивать организацию своевременного межрегионального маневрирования для оказания помощи субъектам Российской Федерации. В процессе развития информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров должно обеспечиваться повышение оперативности использования спутниковых данных высокого пространственного разрешения, расширение сети приемных станций, развитие средств и методов регистрации молниевых разрядов.
Разработка и реализации региональных программ и планов охраны лесов и управления лесными пожарами должна осуществляться при взаимодействии федеральных ведомств с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Для повышения эффективности авиационной охраны лесов необходимо расширение и обновление ее самолетно-вертолетного парка: самолетов-танкеров, легкомоторной авиации, а также вертолетов, оборудованных водосливными устройствами.


Принципиальное значение для усиления охраны лесов от пожаров будет иметь восстановление в рамках лесного ведомства института лесной охраны и централизованной системы управления авиационной охраной лесов, не имеющей альтернативы в малонаселенных и труднодоступных районах Урала, Сибири и Дальнего Востока.