Сегодня, 18 августа 2015 года, исполнилось ровно 50 лет с момента начала работы в авиалесоохране Зиннура Мустафовича Музафарова. И уже 25 лет он трудится на должности начальника Олекминского авиаотделения в Якутии. Является летчиком-наблюдателем 1 класса, организовал тушение сотен лесных пожаров, награжден знаками "Почетный работник лесного хозяйства России", "За долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации", медалью "Ветеран труда". Зиннур Мустафович - почетный гражданин Олекминского района, неоднократно награжден ведомственными и районными грамотами.
- Зиннур Мустафович, расскажите, как Вы пришли в Авиалесоохрану.
Я родился 29 октября 1938 года. После армии успешно окончил Лубянский лесной техникум. В 1968 году по распределению стал летчиком-наблюдателем и был направлен на Якутскую авиабазу, а оттуда - в Нюрбинское лесничество. Когда мне и троим моим друзьям предложили работать летнабами, мы даже не знали, что это такое, но согласились наудачу. И мы так и поехали в Якутию - вчетвером.
8 лет я проработал в Нюрбе. Когда приехал - там вообще ничего не было, даже конторы. Была маленькая избушка возле порта, которая в зимний период не топилась. Летом туда из Якутска привозили парашюты, и там работало всего 8 парашютистов-пожарных.
- Не страшно было начинать все с нуля?
- Трудностей я не боялся. Мы сразу запланировали строить контору. Получил порубочные билеты, завез четырех плотников в тайгу, они жили в избушке и строили сруб. Потом в зимний период мы его вывезли и поставили. В нем сделали контору. Пусть и не шикарно было, но хоть можно стало работать... Проработал я там до 1974 года, и меня назначили в Олекминское отделение.
В июне 1974 года я с женой и маленькой дочкой приехал в Олекминск. Не было никакого жилья, контора временно размещалась в заброшенном детском саду. Я снял комнату и принялся за работу. Уже планировалось строительство 16-квартирного жилого дома, мы оформили документацию, утвердили проект. Построили контору, гараж, котельную, спортзал, парашютный павильон. Мечтали об отапливаемом спортзале, но, увы, на это не хватило средств.
- Вы много рассказываете о своей хозяйственной деятельности, но ведь основная ваша работа - тушение пожаров...
- Да, этим мы занимались очень много, я и сам летал каждый день, налет у меня около 5 000 часов.
- Как же Вы все успевали одновременно?
- Я был молод. И все, за что я брался, я хотел довести до конца. Как-то справлялись, иногда помощь приходила из соседних авиаотделений. Когда у нас не было пожаров - мы им помогали...
- Приходилось ли вам спасать населенные пункты?
- Да. Например, Атах-Юрях. Этот пожар, случившийся в семидесятых годах, мне хорошо запомнился, потому что туда самоходную технику - танкетку, трактора - завозили вертолетами МИ-6. Мы его вовремя потушили, это был очень опасный пожар, потому что рядом были новостройки только что организованного населенного пункта, там было фермерское хозяйство, коневодство. С трактора Т-130 мы снимали кабину и нож, загоняли "голый" трактор на Ми-6 и высаживали на площадку. Вторым рейсом везли нож и кабину.
В 1980 году большой пожар угрожал поселку Заречный. Этот поселок находится на другом берегу Лены, требовалось срочно доставить на него людей и технику, и мы использовали катер с баржой, доставили туда 4 трактора и МТЛБ, не дали возможность огню подойти к населенному пункту.
В 2003 году огонь угрожал поселку Бес-Кюель. Мы сразу же направили туда 47 парашютистов, они прыгнули одновременно и начали работы по тушению, затем в течение трех-четырех дней спустили туда всех наших десантников. Сейчас уже не помню, "вышел" ли в итоге этот пожар на крупный, но мы его потушили. Запомнилось также, как спасали линию электропередач "Хортицы-Олекминск". Там тоже было важно одновременно высадить много парашютистов, затем уже направили туда наземные силы. Тогда разные организации старались вместе работать - время было другое...
- Расскажите о людях, с которыми Вам пришлось работать.
- У нас было много замечательных, интересных людей. Например, высококлассный радиооператор и диспетчер Анатолий Петрович Архипов - человек, обладавший феноменальной памятью. Он не вел записей, но всегда наизусть помнил, кто и где работает, держал в памяти до 300 фамилий, знал, кому и куда именно нужна вода и продукты. Увы, он погиб в аварии. Техник Бабушкин Александр Васильевич знал назубок все наши трактора и машины, он проработал у нас 10 лет. К сожалению, мы утратили с ним связь - он уехал в Брянск, потом переехал в Башкирию. Хотелось бы его найти... И сейчас на авиаотделении трудится наш лучший парашютист Михаил Иванович Шиллер, у него двое сыновей - надеюсь, они пойдут по стопам отца. Летнаб Александр Петрович Антонов работает на Олекминском авиаотделении более 40 лет.
- Не жалеете, что Ваша судьба сложилась именно так, а не иначе?
- Не жалею. 25 календарных лет я летал и 25 лет руководил. У меня много специальностей: взрывник, радист, тракторист, водитель, летнаб, парашютист-пожарный. Я был строгий начальник, многих увольнял, следил за дисциплиной. Но меня уважали, знали, за что наказывал. Сознание тогда у людей было другое, скажешь - они понимают, что надо делать. Не как сейчас...
- Сильно ли изменилась жизнь Олекминского отделения?
- Сильно. Прежде оно было одним из самых больших авиаотделений в Якутии. Сейчас осталось 25 человек, из них парашютистов - 8 человек, есть также десантники-сезонники. Этого количества людей не хватает, у меня из-за этого сердце каждый день болит... Молодежь к нам не идет, нет уже таких энтузиастов, как прежде. Люди стали более разобщенные, меньше увлекаются романтикой, а для работы в Авиалесоохране надо любить лес. Вот сейчас приняли несколько человек, посмотрим, как будут работать.
- Что бы вы изменили в Авиалесоохране, если бы могли?
- Я бы в первую очередь увеличил людям оклады. У нас в районе условия для тушения самые трудные. Каменистые сопки высотой до 5 километров, труднодоступные пожары. И всем, кто работает у нас, я желаю счастья, здоровья, - и достойной зарплаты за их тяжелейшую работу.
Интервью вела Анна Баскакова