Федеральное агентство лесного хозяйства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное бюджетное учреждение «Рослесозащита»

ФГУП «Рослесинфорг»

8 октября 2015 г.

В период с 22 по 28 сентября 2015 года состоялся второй этап поисковой экспедиции по обнаружению потерпевшего катастрофу в годы Великой Отечественной войны самолета Белл P-39 «Аэрокобра»

Напомним, что в прошлом году (30 сентября 2014 г.) впервые на поиски самолета была отправлена поисковая экспедиция, в составе которой - представители Федеральной авиалесоохраны, Иркутской базы авиационной охраны лесов, администрации Чунского района, ГУ МЧС России по Иркутской области. Возглавлял поисковый отряд начальник Чунского авиаотделения Александр Плеханов.

Квадрат поиска составлял около 20 км² в Чунском районе Иркутской области, где летом 2013 года во время тушения лесного пожара группой парашютистов Чунского авиаотделения был обнаружен фрагмент обшивки самолета. Предварительная экспертиза фрагмента, проведённая специалистами из г. Иркутска, показала, что этот материал может быть обшивкой иностранного производства периода Великой отечественной войны.

В сентябре 2014 года в ходе экспедиции поисковым отрядом были найдены еще два фрагмента. По результатам экспертизы трех образцов, проведенной во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов, были представлены протоколы исследований, которые косвенно подтверждают, что один из фрагментов относится к корпусу самолета иностранного производства.

 

22 сентября 2015 года поиски самолета Белл P-39 «Аэрокобра» продолжились. В состав поисковой экспедиции вошли сотрудники Федеральной авиалесоохраны, Иркутской базы авиационной охраны лесов, представители администрации Чунского района. По результатам экспедиции, а также в ходе разговора с местными жителями удалось определить возможное место падения самолета. Но, к сожалению, из-за сложных погодных условий и труднопроходимой болотистой местности добраться без помощи вертолета до указанной точки не удалось.

 

В следующем году поисковая экспедиция продолжит свою работу. Найти место авиакатастрофы и воздвигнуть памятный крест подвигу кавалера ордена Красной Звезды, летчику-перегонщику, капитану Григорию Петровичу Чуйко сотрудники авиалесоохраны считают делом чести и совести, гражданским долгом потомков перед победителями – героями Второй мировой войны.

Справочно:

24 октября 1943 года военный американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», ведомый капитаном Г. П. Чуйко, взлетел с запасного аэропорта в Нижнеилимске и пропал, предположительно, в Чунском районе.

Это один из самолетов, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в 1942-1945 годах по ранее секретной перегоночной авиатрассе «Аляска – Сибирь», и один из летчиков «алсибовской» трассы, погибший при невыясненных обстоятельствах при перегоне самолета Белл P-39 «Аэрокобра».