26 июля 2016 года в Федеральном агентстве лесного хозяйства под председательством Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергея Донского прошло селекторное совещание с регионами по вопросу прохождения лесопожарного сезона 2016 года.
В работе совещания приняли участие Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Леонид Беляев, врио руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игорь Шумаков, директор Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды РФ Андрей Грибенников, директор Департамента гражданской защиты Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Андрей Лутошкин, заместители руководителя Рослесхоза Николай Кротов и Владимир Шишов, референт Департамента имущественных отношений Минобороны Александр Зданович, заместитель руководителя Росприроднадзора Владимир Смолин, начальник Управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Виталий Акбердин, руководитель Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД РФ Юрий Валяев, представители правительств субъектов РФ и руководители департаментов лесного хозяйства федеральных округов.
Основными вопросами совещания стали действия по предотвращению возникновения, мониторингу и тушению лесных пожаров в наиболее проблемных с лесопожарной точки зрения регионах: Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, в республиках Бурятия и Саха (Якутия) и в Иркутской области.
«Как показал анализ лесопожарной ситуации на территории наиболее горимых регионов в весенне–летний период текущего года, причинами развития катастрофических пожаров являются неэффективная работа региональных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отсутствие стратегического планирования применения сил и средств пожаротушения при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах и низкая организация межведомственного взаимодействия. Правительство не удовлетворено тем, как проходит пожарный сезон в лесах», – сообщил в своем выступлении Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской.
С докладом о прохождении лесопожарного сезона выступил Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. По его словам, показатели горимости текущего года на 14% ниже по количеству и на 34% по площади лесных пожаров относительно аналогичных показателей 2015 года. На 26 июля 2016 года на территории лесного фонда зарегистрировано 7 501 лесной пожар общей площадью 1 204 тыс. га.
В настоящее время особый противопожарный режим введен на территории 39 субъектов РФ, а в пяти субъектах РФ введен режим чрезвычайной ситуации по лесопожарной обстановке: на всей территории Республики Бурятия, Забайкальского края и Ямало-Ненецкого АО, в 1 муниципальном районе Республики Коми, в 1 муниципальном районе Иркутской области.
«Наиболее горимыми районами остаются Красноярский край, Республики Бурятия и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО и Иркутская область. На их долю приходится 34% от общей площади лесных пожаров и 38% от общего количества лесных пожаров на территории лесного фонда», – сообщил руководитель Рослесхоза Иван Валентик.
По словам Ивана Владимировича, одними из основных проблем в перечисленных регионах являются низкий уровень мониторинга лесопожарной обстановки, несвоевременный ввод режима ЧС на муниципальном и региональном уровнях, неудовлетворительный уровень противопожарного обустройства лесов и недостаточный уровень правоприменительной практики органов дознания в отношении нарушений правил пожарной безопасности в лесах.
«Основной причиной возникновения лесных пожаров остается антропогенный фактор – в пик весенней горимости по вине граждан возникало 65,1% лесных пожаров. В летний период ситуация осложняется погодными условиями – грозы стали причиной 50% пожаров, и остальные 50% возникли в результате антропогенного фактора», – уточнил Иван Валентик.
Как сообщил Иван Валентик, наиболее горимым регионам на борьбу с лесными пожарами выделены в превентивном порядке дополнительные средства из нераспределённого резерва Рослесхоза в сумме 416,12 миллионов рублей. Наибольший объем выделен Республике Бурятия – 158,2 млн. рублей, Иркутской области – 65,0 млн. рублей, Амурской области и Забайкальскому краю – 50,0 млн. рублей и 44,0 млн. рублей соответственно.
С докладом о прогнозах метеорологической обстановки на ближайшее время выступил врио руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игорь Шумаков. По его словам, в настоящее время над Москвой образовался «парниковый эффект» из-за того, что температура на небольших высотах выше, чем приземные температуры. Из-за прогрева поверхности, за прошедшие сутки пар начал подниматься, и поскольку выходить ему некуда, произошло запирание этой массы воздуха, что и сформировало дымку, взволновавшую население Москвы и Подмосковья.
«На высотах от 3 до 10 км действительно присутствуют частички дыма, которые доносятся до Москвы с различных очагов пожаров, но их концентрация очень мала – на 10-5, по расчетам наших специалистов, соответственно населению ничего не угрожает. Также в этих же воздушных массах на высоте более 3 000 м присутствует песок из Сахары – что тоже ничем не угрожает населению. Ситуация будет улучшаться, уже сейчас в Москве совсем другая видимость, порядка 7 км, вчера – местами было чуть больше 2 км. Погода меняется, северо-восточный ветер сменяет юго-западный. Соответственно то, что мы наблюдали вчера, рассеется в ближайшие пару часов и завтра ситуация будет уже совсем иная», – сообщил Игорь Шумаков.
По словам руководителя Росгидромета, в период 5 дней, в соответствии с прогнозом Росгидромета, на Европейской территории России ожидается низкий и средний класс пожарной опасности. Высокие классы пожарной опасности ожидаются в отдельных регионах Северо-Западного, Приволжского, Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов
В связи с прогнозируемыми осадками на Европейской территории России, с сегодняшнего дня снижается класс пожарной опасности на большей части Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, однако, местами прогнозируется четвертый класс пожарной опасности. Прогнозируется уменьшение пожарной опасности в Мурманской, Архангельской, на большей части Республики Коми. На территории Приволжского ФО в связи с отсутствием осадков сохранится четвертый и пятый класс пожарной опасности.
«Наиболее сложная пожарная ситуация на ближайшую пятидневку складывается на Азиатской территории России. Высокие классы пожарной опасности ожидаются в ЯНАО, Красноярском и Хабаровском крае, Иркутской области, Бурятии, Якутии, Приморского края и Магаданской области», – уточнил Игорь Шумаков.
Наиболее сложная пожарная обстановка на значительной части Европейской территории России ожидается в августе. Четвертый-пятый классы пожарной опасности ожидаются в Северо-Западном, Приволжском, Центральном и Южном федеральных округах. Сложная пожарная остановка ожидается в августе также и на Азиатской территории страны. Прогнозируемые четвертые и пятые классы пожарной опасности ожидается в Красноярском крае, Томской области, Республики Саха, Иркустской, Бурятии, Читинской области, Чукотском АО. Ситуация не особо будет отличаться от июльской.
Сложная пожарная обстановка в сентябре сохранится в отдельных районах Российской Федерации. Естественно, сентябрь более благоприятный с точки зрения пожарной опасности, но тем не менее на Европейской территории сложная пожарная обстановка будет на юге Приволжского ФО, на юге Центрального ФО, на востоке Южного ФО, в Волгоградской и Астраханской областях, в Республике Калмыкия, в южной части Уральского федерального округа. На Азиатской территории России сложная пожарная остановка сохраниться в сентябре в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, на территории Хабаровского и Приморского краёв.
«Такие высокие показатели классов пожарной опасности в августе-сентябре прежде всего связаны с возникновением и повышенной повторяемости блокирующего антициклона над центральной частью Сибири, приводящие к периодам сухой и жаркой погоды», - объяснил Игорь Шумаков.
Завершая совещание, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской отметил успешность действий в сложной обстановке последних лет органов управления лесами Республики Саха (Якутия).
«Я не хочу никого заранее хвалить или приводить в пример, но вот то, что коллеги сегодня нам доложили – давайте сравним с ситуацией, которая была в 2012 году и раньше. Нам все время говорили, что в Якутии невозможно контролировать пожары, что большая территория, что леса много – много всяких было комментариев по поводу Якутии. Считали, что Якутия не сможет организоваться. Но вот коллеги второй год держатся. Ещё раз подчеркиваю – это не похвала, но это подчёркивает, что любой, даже очень сложный регион может сорганиоваться так, чтобы пожаров было минимально и по площади, и по количеству. Та ситуация по климату, которая складывается сейчас в Сибири, требует от нас более внимательного отношения к проведению всех необходимых профилактических работ, работ по тушению пожаров, усиления здесь не только внимания, но и нашей активности», – отметил Сергей Донской.
По итогам совещания был выработан ряд поручений, направленных на улучшение лесопожарной обстановки в лесах Российской Федерации. Так, Минприроды РФ было поручено обеспечить увеличение кратности патрулирования лесов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также обеспечить своевременное наращивание сил и средств пожаротушения для локализации и ликвидации лесных пожаров на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Перед Рослесхозом были поставлены задачи обеспечить своевременное выделение средств из нераспределенного резервного фонда – в рамках авансирования на противопожарные мероприятия с целью недопущения развития чрезвычайной ситуации в лесах, а также своевременное принятие решений по маневрированию лесопожарных формирований, техники и оборудования для оказания своевременной помощи в тушении лесных пожаров наиболее горимым регионам.
Отдельным пунктом необходимо отметить поручение Рослесхозу проработать вопрос о создании центра управления по охране лесов на территории Сибирского федерального округа.
Органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено совместно с территориальными органами МЧС России и МВД России, с органами местного самоуправления увеличить количество межведомственных оперативных групп по патрулированию территорий в местах массового отдыха населения, а также в местах сбора дикорастущих пищевых и недревесных лесных ресурсов и лекарственного сырья.
Также органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено обеспечить рассмотрение вопросов о складывающейся в регионе лесопожарной ситуации на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, усилить работу постов для пресечения возможных нарушений требований пожарной безопасности в лесах и, при необходимости, ограничения доступа граждан в леса, обеспечить проведение сходов муниципальных образований с участием сотрудников охраны общественного порядка, общественных организаций и добровольцев по разъяснению правил пожарной безопасности в лесах.
Региональным властям также поставлены задачи по обеспечению информирования населения посредством систем оповещения о действующих ограничениях, пожарной ситуации в лесах и необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, обеспечению оперативного взаимодействия по привлечению дополнительных ресурсов пожаротушения в рамках территориальной подсистемы РСЧС для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами.
Органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено обеспечить на муниципальном уровне работу совместных межведомственных оперативных групп с участием заинтересованных органов исполнительной власти по недопущению возникновения лесных пожаров и нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, обеспечить своевременное введение и контроль за обеспечением особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах органами государственной власти и местного самоуправления, а также доведение информации о действующих режимах до местного населения, привлекать все силы и средства пожаротушения согласно планам тушения лесничеств и сводным планам субъектов Российской Федерации.