Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

ФГУП «Рослесинфорг»

4 июня 2019 г.

Как готовят десантников-пожарных Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов

Корреспондент "Вслух.ру" Карина Закирьянова побывала в Тюменской базе авиационной и наземной охраны лесов

Далеко не все знают, что есть такая профессия — десантник-пожарный. Эти люди тушат лесные пожары, спускаются в горящий лес с вертолетов и работают там до полной ликвидации пожара, поэтому нередко ночуют в лесу. Корреспондент «Вслух.ру» побывала на месте, где готовят этих отважных ребят — в ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов». Пообщалась с десантниками-пожарными и посмотрела, как они тренируются.

Перед вертолетом надо освоить вышку-тренажёр

Во дворе «Тюменской авиабазы» стоит необычная конструкция высотой 10 метров. Это учебная вышка-тренажёр, с которой 12 новобранцев должны совершить 7 тренировочных спусков. Они приехали из Тобольского и Уватского филиалов Тюменской авиабазы. За правильностью выполнения упражнений следят опытные инструкторы. Один из новичков, Тимур Шамсутдинов признаётся, что совсем не волнуется перед экзаменом.

 

 

 

«С вышки в принципе спускаться не страшно. По крайней мере, я ничего сложного в этом не вижу. Если выполняешь инструкцию, то всё даётся легко. Больше переживаю о том, как будем спускаться с вертолёта. А это нам только предстоит. Но я в себя и ребят верю», – улыбается Тимур.

24-летний тоболяк пришёл в филиал «Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов» по объявлению. И в этот день проходил последние испытания перед тем, как отправиться на борьбу с лесными пожарами.

К самому спуску необходимо подготовиться. «Зафасовать» 50-метровый шнур в специальный блок. Сделать это надо правильно, учитывая вес самого десантника и оборудования, которое он возьмёт с собой. Например, если указать слишком маленький вес, то человек просто зависнет на шнуре в воздухе.

Безопасность прежде всего. На вышке два страхующих инструктора. Каждую группу при этом возглавляет отдельный инструктор. Он за всех своих подчинённых отвечает. После наземной подготовки, если инструктор видит, что молодой десантник готов, планируется воздушная тренировка с вертолёта. Производится семь спусков с разной высоты. Начинают с 10 метров, потом по два спуска с 20, 30 и 40 метров. Только после этого десантники-пожарные готовы к производственным спускам, то есть к тушению лесных пожаров.

 

Когда год идет за полтора

Как борются с опасной стихией? Сначала возгорание необходимо обнаружить, а после изучить место высадки и разработать план тушения пожара. Группы по 6 человек с инструктором во главе вылетают на место в порядке очереди на вертолёте Ми-8. Это единственная модель воздушного судна, которая может высаживать группы десантников-пожарных, при этом зависнув в воздухе на одном месте. Десантники-пожарные спускаются со всем необходимым противопожарным оборудованием. У них с собой спальники, палатки, средства пожаротушения. После этого они остаются одни в лесу.

За раз могут высадить несколько групп. Количество человек зависит от сложности пожара. Как правило, десантники остаются в лесу с ночевкой. Даже если видимый огонь потушен, остаётся риск, что угли продолжают тлеть под травой и опавшей листвой. Поэтому по правилам специалисты должны полностью потушить лесное возгорание. Только в этом случае пожар считается ликвидированным. Живут десантники-пожарные в палатках, на костре готовят пищу, ищут питьевую воду, а также воду для тушения огня. Добавьте к этому комаров, мошкару, гнус. Переносить это всё надо стойко. Не все выдерживают такие трудности.

 "Отработав 17 лет в авиалесоохране, можно заработать досрочную пенсию. Если десантник выполнил в течение года 15 спусков с вертолёта, у него появляется льгота, благодаря которой засчитывается один год за полтора. Обучение на десантников-пожарных проводится в Тюменской авиабазе. А в трудовой книжке указывается, что молодой человек получил профессию десантника-пожарного», – рассказывает начальник лётно-производственного отдела Максим Белоусов.

На помощь в другую область

Вылетать на места тушения лесных пожаров приходится с апреля по октябрь, в так называемый пожароопасный сезон. В «Тюменской авиабазе» на сегодня насчитывается 101 десантник-пожарный, в т. ч. 22 инструктора. Всего в организации 22 филиала, которые располагаются в каждом муниципальном районе Тюменской области. В большинстве районов с пожарами борются наземными силами. На возгорание выезжают на автотракторной технике. А «воздушные силы» сосредоточены в Тобольском и Уватском авиаотделениях. При этом Тобольский филиал отвечает за безопасность Тобольских и Вагайских лесов, а Уватский — за уватские леса. Потому что данный район самый большой по площади лесов в регионе – 4 миллиона 685 тысяч гектаров леса.

Кстати, в этом году уже было потушено 6 лесных пожаров в Уватском районе и 8 – в Тобольском районе. При необходимости десантно-пожарные группы могут перебросить в любой другой район – про взаимовыручку никто не забывает. 

В воздухе подсказывать некому

Помимо практической части подготовки существует ещё и теоретическая. И здесь «Тюменской авиабазе» есть чем похвастать. В главном здании на улице Демьяна Бедного находится учебный класс, который укомплектован самым современным оборудованием. Занятия ведёт один из самых опытных специалистов – Вадим Ильич Серёжкин. «Тюменской авиабазе» он преданно служит с 1972 года. Вначале был старшим инструктором, выезжал на пожары.

Этот учебный класс — его заслуга и гордость. В нем впервые в России опробовали систему дистанционной подготовки десантников-пожарных.

«Сейчас мы виртуально общаемся с Всероссийским институтом по повышению квалификации работников лесного хозяйства, который находиться в Подмосковье, сдаём выпускные экзамены. Но перед этим новобранцы проходят 10 тем, по каждой из которых приходится сдавать тестирование. Потом уже только они получают допуск до экзаменов для присвоения профессии. 10–20 процентов ребят от курса не всегда набирают положенные баллы. Им даётся время, что бы они смогли повторно подготовиться и сдать тесты.

Подход у меня строгий. То что мы учим в классе, студент должен подтвердить в воздухе. Там подсказать некому. Человек должен быть адекватным и управляемым. Вертолёт висит в воздухе не больше шести минут. Потому что турбина греется. На спуск одному десантнику-пожарному даётся минуты полторы при высоте 30 метров. Если он этот режим задерживает, то остальные люди останутся на борту. Второй заход — это увеличение расхода топлива. А в лесу тем более учить будет некому и некогда», – говорит Вадим Ильич.

Строгость в отборе сотрудников понятна. Огонь не прощает ошибок. А тюменские леса проверяют на стойкость и крепость духа. Без преувеличения можно сказать, что в «Тюменской базе авиационной и наземной охраны лесов» работают самые лучшие и редкие профессионалы.

Фото Андрея Черныха

источник http://www.vsluh.ru/news/society/341907