Федеральное агентство лесного хозяйства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное бюджетное учреждение «Рослесозащита»

ФГУП «Рослесинфорг»

7 июля 2015 г.

7 июля - День образования авиалесоохраны

84 года назад, 7 июля 1931 года,  с аэродрома г. Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся самолёт-биплан По-2.

Эта  дата  вошла в историю, как День образования авиалесоохраны.

Руководство и коллектив Центральной базы авиационной охраны лесов поздравляет всех коллег с профессиональным праздником с искренними пожеланиями успехов, здоровья, новых свершений в достижении поставленных целей.

Краткая историческая справка

Основа становления авиационной охраны лесов  была заложена отечественной лесной наукой еще в начале XX века, когда был четко сформулирован главный принцип эффективной борьбы с лесными пожарами: для уменьшения последствий и затрат на тушение необходимо обеспечить их обнаружение и ликвидацию на самых ранних стадиях. В нашей стране с ее огромными труднодоступными лесными просторами реализация этого принципа стала возможной только благодаря применению авиации.

Еще в 1915-1916 годах  российские летчики, выполнявшие полеты над лесами, наблюдали пожары и выступали пропагандистами организованного патрулирования лесной территории.  В 1921 году в ходе лесной конференции, состоявшейся в Москве, с докладом о применении самолетов и привязных аэростатов для охраны лесов и борьбе с лесными пожарами выступил профессор Г.М.Турский. Тогда же он предложил использовать фотосъемку для таксации леса. Первые опыты по применению самолетов в лесном хозяйства, включающие проведение аэрофотосъёмочных, лесоучетных и лесоустроительных работ, начались в 1922 году. В 1923 году Правительство СССР приняло решение о создании гражданского воздушного флота, что дало толчок к применению летательных аппаратов в лесном и сельском хозяйстве.

7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 мин. Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны.

Полет состоялся в ходе первой авиационной экспедиции,  руководителем которой являлся Г.Г.Самойлович. За время работы экспедиции на охраняемой территории площадью 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров, налет составил 40 часов. Сообщения о лесных пожарах сбрасывались с помощью вымпелов в ближайшие к пожару населенные пункты для передачи затем в леспромхозы. На основе полученных результатов было установлено, что место пожара определяется с достаточной для практики тех времен степенью точности, ошибки колебались от 0,2 до 3 км.

Результаты работ экспедиции были одобрены Главлеспромом, который признал практически возможным и хозяйственно целесообразным включить авиаобслуживание в систему мер противопожарной охраны лесов СССР.

Опытные работы по применению авиации в охране лесов и для решения различных нужд лесного хозяйства были продолжены с 1932 по 1935 г.г. в Карелии, Ленинградской области, на Среднем Урале, в Коми АССР. Полеты проводились на самолетах По-2 разных модификаций, а также самолетах-амфибиях Ш-2. В результате опытных работ была подтверждена необходимость образования новой профессии - лесной летчик-наблюдатель.

 

В 1936  году парашютная группа под руководством  Г.А. Макеева выполнила  50 прыжков  с целью опытных  исследований по доставке людей и грузов к местам пожаров.  Возникла профессия парашютиста-пожарного.

В период с 1932 по 1936 годы были выработаны основные положения организации и проведения авиационного патрулирования лесов, а так же определена необходимость в новой профессии – летчик-наблюдатель.

В 1936 году был создан Всесоюзный трест лесной авиации «Лесавиа», располагающий своими самолетами, кадрами, специальным оснащением. Следует отметить, что авиационная охрана лесов не была прекращена в годы Великой Отечественной войны, а в 1944 году были даже увеличены  охраняемая площадь и парк воздушных судов. 

В 1948 году трест «Лесавиа» был реорганизован и лесная авиация передана в Главное управление гражданского воздушного флота СССР.

 Год спустя, в 1949  году Министерством лесного хозяйства СССР по распоряжению Совета Министров были  созданы 7 хозрасчетных  баз авиационной охраны лесов: Центральная, Северная, Уральская, Западно-Сибирская, Иркутская, Якутская и Приморская.  Все  последующие образование новых авиабаз  будет происходить за счет разукрупнения ранее созданных.

В 1958 году на Центральную базу авиационной охраны лесов было возложено обеспечение централизованного руководства и координация работы всей системой авиационной охраны лесов Советского Союза, а так же непосредственная охрана лесов не только центральной России, но и Украинской и Белорусской Советских Социалистических Республик.

В 1959 году в Центральной базе была организована производственно-техническая лаборатория для разработок, испытаний, опытно-производственных проверок средств и методов борьбы с лесными пожарами как авиационными, так и наземными методами. Основу лаборатории составили специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института лесного машиностроения. Одной из первых разработок лаборатории стало защитное приспособление для прыжков парашютистов-пожарных непосредственно на лес. Впоследствии производственно-техническая лаборатория была преобразована в отдел научно-технического развития.

Следует отметить, что  используемые авиалесоохраной в 30-40 годах  самолеты У-2 и По-2 могли брать на борт только одного парашютиста-пожарного.  В 1954 году на вооружение авиационной охраны лесов  поступили самолеты Ан-2, что позволило патрулировать леса, имея на борту команду парашютистов-пожарных. С внедрением  в авиалесоохрану вертолетов Ми-1 и Ми-4 появилась профессия десантника-пожарного. Началась новая эра в тушении лесных пожаров. В 1960 году было разработано специальное спусковое устройство барабанного типа для спуска людей и грузов с висящего на высоте 40 метров вертолета. В 1978 году на смену устройству барабанного типа пришло устройство роликового типа.  В 1972 году по техническим требованиям Центральной авиабазы специально для парашютистов-пожарных была  создана парашютная система «Лесник».

Мощное научно-техническое развитие, динамичный рост производственных показателей и укрепление международных связей авиалесоохраны пришлось на 70-80 годы XX века.

Проводились работы по искусственному вызыванию осадков,   разрабатывались и внедрялись   водосливные устройства и мягкие емкости к различным типам вертолетов, химические реагенты, малогабаритные высоконапорные мотопомпы, воздуходувки и другие средства тушения,  внедрялись новые средства связи, средства доставки и защиты, разрабатывались и применялись взрывные технологии. Для тушения крупных низовых и верховых пожаров эффективно применялся отжиг, проводимый от опорный минерализованной полосы в сторону фронта надвигающегося огня.

Налаживались и укреплялись международные связи с США, Канадой, Афганистаном, Грецией, Китаем и другими странами. Значимая методическая и практическая помощь в создании национальных систем охраны лесов от пожаров была оказана Монголии и Кубе.

К середине 80 х годов 20 века численность парашютно-десантной пожарной службы составляла более 8 тысяч человек, к авиалесоохранным работам привлекалось более 600 воздушных судов. В 1985 году налет часов на авилесоохранные работы составил 115 тысяч часов.

Централизация сил и средств, финансовых и других ресурсов  авиалесоохраны позволяла Центральной авиабазе  с высокой степенью оперативности проводить маневрирование в наиболее горимые территории сил и средств пожаротушения  из всех областей, краев, округов Советского Союза.

Распад Советского Союза и переход к рыночной экономике не мог не отразиться на состоянии авиационной охраны лесов. Началось сокращение численности уникальных специалистов по тушению лесных пожаров – летчиков-наблюдателей, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных. Сократились масштабы межрегионального маневрирования сил и средств, что привело к росту площадей лесных пожаров.

Но и в новых экономических условиях авиалесоохрана не остановилась  на месте. 

В 1994 году был  упразднено  Министерство  гражданской авиации СССР.   В результате практически без финансового обеспечения оказались авиапредприятия и авиаотряды малой авиации, обслуживающие базы авиационной охраны лесов. В сложившейся ситуации  по инициативе Центральной базы и при поддержке Федеральной службы лесного хозяйства  в системе авиалесоохраны был создан собственный парк воздушных судов в количестве более 100 единиц, включая самолеты Ан-2, Ан-3, Бе-12П, Ан-24, Ан-26, Ил-103, Ми-8. Численность летного состава собственной авиации превысила 500 человек. В течение пожароопасных сезонов проводилось активное маневрирование самолетом Ан-2 и вертолетом Ми-8, оперативно осуществлялась доставка авиапожарных команд, средств пожаротушения и полевого снаряжения на самолетах Ан-26 и Ан-24. В 1997 году  появилась  лесопожарная модификация самолета Ан-2 –   Ан-2П. Так же в 90-е годы по техническим заданиям Центральной базы  были  разработаны, испытаны и задействованы в системе авиационной охраны лесов в опытно-производственном порядке самолеты Бе-12П и Бе-200П.

Начало двухтысячных ознаменовалось внедрением в производственную эксплуатацию новой парашютной системы «Лесник-3», малогабаритной техники, новых взрывных материалов.  В 2005 году заработала  информационная система дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз, позволяющая  проводить мониторинг  лесных пожаров и лесопожарной обстановки в масштабах всей страны в режиме реального времени. Создание ИСДМ-Рослесхоз проводилось  по техническим требованиям и при непосредственном участии Центральной базы авиационной охраны лесов.

В результате административной реформы 2006 года, направленной на расширение прав субъектов Российской Федерации,  полномочия по охране лесов от пожаров были переданы регионам, во многих из которых произошло резкое сокращение численности парашютистов и десантников-пожарных,  и летчиков-наблюдателей. В период с 2007 по 2009 годы полностью отсутствовало межрегиональное маневрирование  силами и средствами пожаротушения, налет часов на авиалесоохранные работы сократился до 15 тысяч в год,  что соответствовало уровню данного показателя  в  30  годы прошлого века.

В целях обеспечения контроля федерального центра за лесопожарной обстановкой в России и оказания помощи регионам  в условиях передачи полномочий по охране лесов от пожаров, в 2011 году Федеральным агентством лесного хозяйства в структуре Центральной базы авиационной охраны лесов был создан резерв парашютно-десантной пожарной службы, а в 2012 г. - Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства.

Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства и парашютно-десантная пожарная служба ФБУ «Авиалесоохрана» входят в состав функциональной подсистемы РСЧС – лес Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС). В 2013 году МЧС России отметило РСЧС-лес как лучшую функциональную подсистему РСЧС.

В настоящее время система авиалесоохраны нашей страны представлена ФБУ «Авиалесоохрана» и региональными специализированными учреждениями авиационной охраны лесов. 

Региональные учреждения авиалесоохраны