Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

ФГУП «Рослесинфорг»

4 сентября 2015 г.

Общественный совет Рослесхоза: регионам требуются новые меры для эффективного исполнения переданных полномочий в сфере лесных отношений

По инициативе Председателя Общественного совета Рослесхоза, руководителя Всемирного фонда охраны дикой природы России, 3 сентября 2015 года состоялось внеочередное заседание Совета.

На повестку дня был поставлен вопрос о чрезвычайной ситуации с природными пожарами в Сибири, сложившейся в 2015 году.

Евгений Шварц в своем вступительном слове сообщил, что созрела необходимость разработки комплекса мер, которые будут реально стимулировать регионы к эффективному исполнению переданных полномочий по охране лесов от пожаров.  Средства субвенций и госпрограммы по развитию лесного хозяйства должны идти на профилактику и предотвращение лесных пожаров, а непосредственная борьба с лесными пожарами, по мнению Евгения Шварца, должна происходить за счет усиления федерального резерва, включая пересмотр распределения бюджетных средств, выделяемых на профилактику и борьбу с лесными пожарами. Не должно быть рисков провоцирования поджогов леса для сохранения и увеличения поступлений из федерального бюджета.

В своем докладе, представитель «Гринпис России» Алексей Ярошенко, в качестве одной из основных причин, приводящих к возникновению и развитию катастрофических лесных и торфяных пожаров, назвал принятие в 2006 году Лесного кодекса, который привел к резкому сокращению специалистов, работающих в лесной сфере.

Алексей Ярошенко подчеркнул, «из четырех крупнейших катастроф, связанных с пожарами на природных территориях в 2015 году, весной в Забайкальском крае и Хакасии, летом в Амурской области и на Байкале, две первые были практически целиком вызваны неконтролируемыми палами сухой  травы и степными пожарами. Примерно такая же ситуация наблюдалась и в прошлые годы».

«В 2013 году Президентом РФ было дано поручение правительству установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты. «Это поручение остается невыполненным», - сказал Алексей Ярошенко. До сего момента утвержденные МЧС России методические рекомендации по проведению выжиганий сухой травянистой растительности не распространяются на земли сельхозназначения и не оформлены в виде нормативно-правовых актов в понимании действующего законодательства.

В свою очередь,  заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Павел Кукушкин сказал, что в целях снижения площади и количества лесных пожаров требуется оперативная реализация ряда неотложных мер, включая дальнейшую работу над повышением эффективности взаимодействия в рамках РСЧС, ужесточения требований к региональным органам исполнительной власти, которым, собственно, и переданы полномочия в области лесных отношений. К этим требованиям необходимо отнести введение паспорта готовности субъекта к пожароопасному сезону, приостановление использования лесов на территории субъекта при неготовности к нему, введение административной ответственности за непредставление сил и средств указанных в сводном плане. «Что касается межведомственного взаимодействия, то, помимо мобилизации всех сил и средств, предусмотренных Сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта, включая дополнительное привлечение сил и средств Министерства обороны Российской Федерации и МЧС Российской Федерации, необходимо оптимизировать работу системы оповещения населения в случае ЧС и ввести нормы административной ответственности за нарушения режима ограничения посещения лесов.Рослехоз уже выступил с инициативой увеличения сил федерального резерва и внедрения практики его использования в рамках межрегионального маневрирования для предотвращения ЧС, связанных с лесными пожарами регионального уровня», - сказал заместитель руководителя Рослесхоза.