Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

ФГУП «Рослесинфорг»

4 августа 2016 г.

Региональным лесным ведомствам необходимо усилить контроль в районах сбора дикоросов с целью предотвращения вспышки лесных пожаров

Последний летний месяц и начало осени – время активного сбора многих лесных дикоросов: грибов, клюквы, брусники, кедрового ореха, лекарственных трав и других лесных даров

Сбор осуществляют как частные лица, так  и специальные заготовительные организации. Для многих жителей нашей страны дикоросы являются одним из основных жизнеобеспечивающих факторов. Также отмечается тенденция постоянного роста объёмов потребления экологически чистой продукции на мировых рынках.

Для лесопожарных служб массовый сбор дикоросов – это дополнительный фактор риска возникновения лесных пожаров.

Справочно:

с начала текущего года на землях лесного фонда  лесопожарными службами ликвидировано около 7,8 тысяч пожаров. По ситуации на 4 августа на землях лесного фонда  проводится ликвидация 39 пожаров.

В 25% случаев пожары возникли в результате грозовой активности, причина остальных – человеческий фактор.

В целях предотвращения вспышки лесных пожаров в результате неосторожного обращения с огнем сборщиков дикоросов, региональным лесным ведомствам необходимо усилить работу по противопожарной агитации и контролю над пожарной обстановкой в районах сбора дикоросов.

Прогноз рисков превышения среднемноголетних параметров пожарной опасности в лесах

В соответствии с прогнозом, разработанным специалистами ФБУ «Авиалесоохрана», в августе повышенная вероятность превышения среднемноголетних значений параметров пожарной опасности в лесах с учетом погодных условий прогнозируется на территории 31 региона России.

Причиной пожара может стать даже незначительный источник огня. Огонь может быстро распространяться и давать дополнительные очаги.

Высокая пожарная опасность ожидается:

в Дальневосточном ФО - в западной, центральной и северо-западной частях Республики Саха (Якутия), в северо-восточной частях Камчатского края.

в Сибирском  ФО - в южной части Омской области, в юго-восточной и юго-западной частях Томской области, в южной части Алтайского края, на всей территории Республики Алтай, в северной, центральной, западной и южной частях  Красноярского края, в восточной части Иркутской области, в центральной и южной частях Республики Бурятия, в центральной части Забайкальского края;

в Уральском ФО - южной части Свердловской области, в восточной части Челябинской области, в центральной части Курганской области, в центральной и юго-восточной частях Ямало-Ненецкого АО, в центральной и юго-восточной частях Ханты-Мансийского АО, в северной части  Тюменской области;

В Приволжском ФО: в центральной и юго-восточной частях Нижегородской области, на всей территории Чувашской Республики, в западной  части Республики Марий Эл, в западной части Республики Татарстан, в центральной части Республики Башкортостан, в северной части Саратовской области, в южной части Ульяновской области, в западной части Самарской области;

В Южном федеральном округе - в южной части Астраханской и Волгоградской областей, в северо-западной части Республики Калмыкия;

В Центральном ФО – на всей  территории Курской области, в северной части  Белгородской области, в южной части Орловской области;

В Северо-Западном ФО - в южной части Республики Коми;

Отсутствие неблагоприятного прогноза развития лесопожарной обстановки не означает, что лесные пожары не могут возникать в результате неосторожного обращения с огнем.

Действие особых режимов в субъектах Российской Федерации

По ситуации на 4 августа в связи с действием режима ЧС и особого противопожарного режима применение огня на природных территориях запрещено в 43 регионах России.

Режим ЧС действует на всей территории Республики Бурятия и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Особый противопожарный режим введен на всей территории Белгородской, Воронежской, Ивановской, Липецкой, Московской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Архангельской, Вологодской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Кировской, Нижегородской, Самарской, Курганской, Тюменской, Иркутской областей, Пермского, Забайкальского краев,  Республик Карелия, Коми, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Ямало-Ненецкого АО,  в 18 муниципальных районах Калужской области, в 8 муниципальных районах Смоленской области, в 3 муниципальных районах Ярославской области, в 9 муниципальных районах Краснодарского края, в 1 муниципальном районе Республики Адыгея, в 3 муниципальных районах Ставропольского края, в 3 муниципальных районах Оренбургской области, в 3 муниципальных районах Свердловской области, в 1 муниципальном районе Челябинской области, в 43 муниципальных районах Красноярского края, в 19 муниципальных районах Республики Бурятия, в 2 муниципальных районах Томской области, в 7 муниципальных районах Республики Саха (Якутия), в 4 муниципальных районах Хабаровского края.

 

Административная и уголовная отвественность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и возникновение лесных пожаров

За нарушения правил пожарной безопасности и за действия, явившиеся причиной лесного пожара, предусмотрена ответственность в соответствии с Административным и Уголовным кодексами Российской Федерации.

За  нарушение правил пожарной безопасности в лесах для физических лиц предусмотрен штраф до 3 тысяч рублей. Для юридических лиц – до 200 тысяч рублей.

Если нарушение состоялось в условиях особого противопожарного режима, то для физических лиц штраф увеличивается до 4 тысяч рублей, для юридических – до 250 тысяч рублей.

Если в результате нарушения правил пожарной безопасности в лесу или на прилегающей к лесу территории возник лесной пожар, меры могут быть очень жесткими. Максимальная ответственность в соответствии со ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации – это лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 500 тысяч рублей.

В текущем году по фактам нарушения правил пожарной безопасности в лесах представителями Лесной охраны составлено более 8,5 тысяч административных протоколов. По представленным материалам по фактам возникновения лесных пожаров  возбуждено более 200 уголовных дел.

 

Правила безопасного поведения в лесу

В целях предотвращения пожаров на природных территориях необходимо всегда тщательно гасить любые источники огня, в том числе незначительные – спички, окурки.

Для костра необходимо выбирать защищенное от ветра место, не ближе 5-6 м от палаток, деревьев, кустарников, так, чтобы на них не летели искры. Над огнем не должно быть веток, а снизу - выступающих из земли корней.

Нельзя разводить костер там, где много молодых хвойных деревьев, на слое сухой травы, хвои, мха, потому что при малейшем ветре пламя может начать по ним  распространяться.

Нельзя делать костер на россыпях камней в лесу или на торфянике, потому что огонь уйдет в глубину и даже от хорошо залитого костра спустя много часов может возникнуть пожар.

Желательно использовать для разведения костра старое кострище.

Если старого кострища нет, то на выбранном месте нужно снять дерн и положить его в тень. Вблизи будущего костра в радиусе 1 метра необходимо очистить поверхность от всего, что может загореться от искр: от хвои, сухих листьев, травы.

Топливо для костра нужно собирать так, чтобы это было безболезненно для леса.

Делать костер нужно компактным, не растягивая его. При сильном ветре костер нужно загородить камнями, вывороченными комлями деревьев, если загораживать нечем, то костер нужно притушить.

Когда костер разведен, его нельзя оставлять без присмотра.

Примерно за полчаса перед уходом в костер не нужно добавлять дров.

Перед уходом костер нужно тщательно погасить. Все крупные головешки необходимо отделить, разбить и залить водой. Само кострище с остатками золы тоже нужно тщательно залить, перемешивая палкой.

Если воды недостаточно, головешки нужно разбить, все кострище тщательно засыпать землей, полить сверху водой и окопать канавкой.

 

Прямая линия лесной охраны 8 800 100 94 00

В случае обнаружения лесного пожара необходимо позвонить и сообщить о случившемся на Прямую линию лесной охраны 8  800  100 94 00 (круглосуточно, бесплатно). Диспетчер Прямой линии передаст информацию лесопожарным службам для оперативного реагирования.