26 июня 2017 года заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Владимирович Валентик провел выездное координационное совещание по вопросам лесопожарной обстановки в Сибирском федеральном округе. Мероприятие состоялось в Иркутске.
В работе совещания, приняли участие Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Петрович Николаев, заместитель Председателя Правительства Иркутской области Виктор Иванович Кондрашов, заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия Петр Степанович Мордовский, заместитель Председателя Правительства Забайкальского края Александр Сергеевич Кулаков, представители руководства Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерства лесного комплекса Иркутской области, ГУ МЧС по Иркутской области.
Также в работе совещания и обсуждении вопросов лесопожарной обстановки в Сибирском округе, мерах, принимаемых к ее стабилизации, принял участие начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Виталий Викторович Акбердин.
Начальник Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Владимир Евгеньевич Гришин отметил, что весенний период пожароопасного сезона лесопожарные формирования регионов Сибирского округа совместно с авиапожарными ФБУ «Авиалесоохрана» (Федеральной Авиалесоохраны) прошли достаточно организовано. Несмотря на жару в конце апреля и в мае и штормовые ветра, не допущено ни одного факта перехода огня лесных пожаров, в том числе верховых, на населенные пункты и объекты экономики. Характеризуя сложившуюся ситуацию с лесными пожарами на текущий момент, Владимир Евгеньевич Гришин подчеркнул, что каскадный рост летних пожаров, начался почти на месяц раньше по сравнению со среднемноголетними показателями. Аномальная жара с температурой воздуха выше + 35 Сº…+40 Сº, длительное отсутствие осадков привели к значительным площадям действия высокого и чрезвычайного классов пожарной опасности в лесах по условиям погоды в Красноярском, Забайкальском краях, республиках Тыва, Бурятия и Иркутской области. Ситуация обострилась грозовой активностью. В настоящее время около 80% всех лесных пожаров в регионах действуют в труднодоступной местности, включая горные районы. Основная нагрузка по тушению лежит на плечах авиапожарных региональных служб авиационной охраны лесов и Федеральной Авиалесоохраны. По ситуации на 26 июня в республиках Тыва, Бурятия, Красноярском и Забайкальском краях работает более 300 авиапожарных федерального уровня. Там, где есть высокий риск перехода огня лесных пожаров на населенные пункты и объекты экономики, поддержку лесопожарным формированиям оказывает авиация МЧС России. В настоящее время количество и площади лесных пожаров в регионах находятся на уровне среднемноголетних данных. Однако, помощи от природы ждать не приходится. Прогноз погодных условий с точки зрения лесопожарной обстановки неблагоприятный.
В ходе совещания было отмечено, что для удержания ситуации под контролем необходимо обеспечить достаточность (кратность) авиационного патрулирования для раннего обнаружения пожаров и оперативность наращивания сил пожаротушения, в том числе привлеченных лиц, включая силы и технику арендаторов лесных участков, которые обязаны обеспечивать мониторинг лесопожарной обстановки и тушение на арендуемых территориях лесного фонда. Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Степанович Кротов, обращаясь к заместителям Председателей Правительств Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края, курирующих вопросы лесопожарной обстановки, заметил, что экономия на лесных пожарах неэффективна. Не обеспеченность достаточного финансирования для обнаружения и тушения лесных пожаров на ранних стадиях приводит в итоге к значительным финансовым затратам на тушение крупных лесных пожаров и росту экологического ущерба. «Руководство субъектов Российской Федерации должно понимать, что если 100 человек тушат лесной пожар один день это дает практически те же затраты, когда 1 человек тушит лесной пожар 100 дней», – так прокомментировал ситуацию Николай Степанович Кротов об экономической целесообразности оперативного тушения лесных пожаров. В качестве положительного примера был приведен Красноярский край, где заблаговременно обеспечена финансовая возможность своевременного проведения авиалесоохранных работ, а также работ в наземной зоне.
Особый акцент руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Владимирович Валентик поставил на пожарах в зонах контроля, где в соответствии с действующими Правилами тушения лесных пожаров региональные Комиссии по ЧС и ПБ могут принимать решения о приостановке или прекращении работ по тушению.
«Возникновение пожара в зоне контроля не является достаточным основанием для лесничеств и лесопожарных служб для его не тушения. Такое решение может принять только региональная Комиссия по ЧС и ПБ на основании разностороннего прогноза развития данного пожара. Уже в этом году есть примеры, когда пожары в зонах контроля угрожали и населенным пунктам, и объектам экономики и были предприняты меры для снятия таких угроз. Если есть угроза распространения огня с малой площади и задымления населенных пунктов, Комиссиям по ЧС и ПБ необходимо использовать все возможности для ликвидации таких пожаров на малых площадях».
В ходе координационного совещания по вопросам лесопожарной обстановки в Сибири принято решение об усилении межведомственного контроля и контроля со стороны региональных и муниципальных властей над выполнением в регионах требований введенных режимов ЧС и особого противопожарного режима, выделении дополнительного финансирования из резервного фонда Федерального агентства лесного хозяйства по обоснованным запросам регионов, а также необходимости дополнительного финансирования для обеспечения работ по контролю и стабилизации лесопожарной обстановки из региональных бюджетов», – заявил руководитель Рослесхоза Иван Владимирович Валентик.
Справочно:
По информации региональных диспетчерских служб лесного хозяйства, наиболее горимыми регионами Сибири в 2017 году являются Красноярский, Забайкальский края, Республика Бурятия и Иркутская область. На их долю приходится более 77 % по количеству пожаров и 94% по площади лесных пожаров, возникших в округе.
По ситуации на начало текущих суток (27 июня), в Сибирском округе проводились работы по ликвидации:
- 21 пожара на землях лесного фонда на площади 18 169 га (Республика Тыва);
- 33 пожаров на землях лесного фонда на площади 21 603 га (Иркутская область);
- 57 пожаров на землях лесного фонда на площади 16 837 га (Забайкальский край);
- 28 пожаров на землях лесного фонда на площади 6 394 га (Красноярский край);
- 39 пожаров на землях лесного фонда на площади 5 657 га (Республика Бурятия);
- 1 пожара на землях обороны и безопасности на площади 200 га (Иркутская область);
- 4 пожаров на землях особо охраняемых природных территорий на площади 3 129 га (Иркутская область – ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»);
- 11 пожаров на землях особо охраняемых природных территорий на площади 564 га (Республика Бурятия – ГПБЗ «Байкальский», ГПЗ «Джергинский», национальный парк «Тункинский»);
- 1 пожара на землях особо охраняемых природных территорий на площади 5 га (Красноярский край – национальный парк «Шушенский бор»);
В целях стабилизации лесопожарной обстановки введены и действует:
режим ЧС – в 5 регионах СФО: на всей территории Иркутской области, Республик Бурятия, Тыва, Забайкальского края, в Кежемском муниципальном районе Красноярского края;
особый противопожарный режим – в 10 регионах СФО: на всей территории Иркутской, Томской областей, Алтайского краев, республик Бурятия, Тыва, Хакасия, в 26 муниципальных районах Забайкальского края, в 41 муниципальных районе Красноярского края, в 4 муниципальных районах Омской области, в 6 муниципальных районах Республики Алтай.