Федеральное агентство лесного хозяйства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное бюджетное учреждение «Рослесозащита»

ФГУП «Рослесинфорг»

6 июля 2019 г.

C Днем Авиалесоохраны!

7 июля – знаменательная дата в жизни авиационной охраны лесов.

88 лет назад, 7 июля 1931 года, состоялся первый практический полет для обнаружения лесного пожара. И именно это событие исторически ознаменовало рождение чрезвычайно важной для нашей страны единственной службы, предназначенной для мониторинга и тушения лесных пожаров в труднодоступной и удаленной местности - Авиалесоохраны.

Условия первого полета на самолете У-2 (По-2) были непростыми. Задачу местонахождения лесных пожаров осложняли облачность и ограниченная видимость. Значительным фактором риска были и особенности самолета. При его изготовлении применялись деревянные и полотняные конструкции, которые легко загорались вследствие нарушения герметичности бензобака. К моменту первого полета Авиалесоохраны у модели самолета У-2 были отмечены случаи пожаров в воздухе.

7 июля 1931 года все обошлось благополучно. Первый патрульный полет продлился почти полтора часа. После взлета с аэродрома станции Урень в Нижегородской области самолет благополучно сел в этой же точке.

Полет 7 июля стал частью особой авиационной экспедиции Ленинградского научно-исследовательского лесопромышленного института и Союзлеспрома. Руководил экспедицией Г.Г.Самойлович, в последствии доктор наук, профессор, заведующий кафедрой применения авиации в лесном хозяйстве Ленинградской лесотехнической академии. За время работы экспедиции на охраняемой территории площадью 1,5 млн. га было обнаружено 14 лесных пожаров, налет составил 40 часов. Сообщения о лесных пожарах сбрасывались с помощью вымпелов в ближайшие к пожару населенные пункты для передачи затем в леспромхозы. На основе полученных результатов было установлено, что место пожара определяется с достаточной для практики тех времен степенью точности, ошибки колебались от 0,2 до 3 км.

Следующие экспедиции состоялась в 1932 году в Карелии и Ленинградской области на территориях менее благоприятных для самолетовождения по земным ориентирам, чем в Нижегородской области, а также на Северном Кавказе со спецификой лесов в условиях горного рельефа.

Результаты работы экспедиций стали одними из главных отправных точек в развитии отечественной авиационной охраны лесов.

Сегодня за спиной Авиалесоохраны многие сотни тысяч обнаруженных и потушенных лесных пожаров, спасенные человеческие судьбы, сохраненные деревни и поселки, фермерские хозяйства, аэропорты, линии электропередач и другие объекты. Порой с риском для жизни. Мы всегда помним и будем помнить о наших товарищах, отдавших жизнь в борьбе с огнем.

В Авиалесоохране постоянно развиваются средства и технологии не только авиационного, но и наземного тушения лесных пожаров, внедряются средства радиосвязи,  усиливается эффективность системы диспетчеризации лесного хозяйства. При активном участии специалистов авиационной охраны лесов разрабатана и внедрена в промышленную эксплуатацию Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров и лесопожарной обстановки ИСДМ-Рослесхоз.

Авиалесоохрана с честью продолжает начатое предыдущими поколениями дело. И сейчас у авиационной охраны лесов горячая пора. Пожароопасный сезон в разгаре и тяжелая борьба с огнем идет во многих точках нашей страны.

Но мы – Авиалесоохрана, и нам не привыкать к трудностям. Наша цель – победа над огнем в любых, даже экстремальных условиях.

Коллектив ФБУ «Авиалесоохрана» поздравляет всех коллег с профессиональным праздником с пожеланиями новых свершений, благополучия, здоровья и удачи!