Федеральное агентство лесного хозяйства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное бюджетное учреждение «Рослесозащита»

ФГУП «Рослесинфорг»

6 июля 2012 г.

Интересная ли работа у людей, которые спали всего четыре часа, прямо в лесу, у минполосы, потому что не было сил возвращаться в лагерь, а потом они продолжили свою работу? Это просто высокая степень ответственности. Они не считают свою работу героической

Автор интервью - Анна Баскакова

 

В Красноярском крае с  начала июня объявлена чрезвычайная ситуация в связи с лесными пожарами. Для оказания помощи лесопожарному центру Красноярского края прибыло  более ста десантников и парашютистов ПДПС Федерального резерва Рослесхоза. Руководит ими инструктор Алексей Алексеевич Смирнов. Алексей Алексеевич – один из «отцов» идеи использовать на пожарах мотопарапланы.
- Почему именно мотопарапланы? Ведь существует множество других летательных аппаратов…
- Идея  родилась на Камчатской авиабазе. Когда самолеты АН-2 на Камчатке прекратили свое существование, - просто потому, что истек ресурс техники, развалились авиакомпании,  мы стали выбирать летательные аппараты для проведения мониторинга лесных пожаров. С учетом географического положения Камчатки, рельефа местности и других условий, пришли к выводу, что мотопараплан можно  использовать не только для мониторинга, но и для осмотра территории и для ведения действий непосредственно на  тушении лесных пожаров. Управление лесами, выслушав доводы специалистов, пошло на закупку мотопарапланов и внедрение их в работу. С 1998 года мотопараплан стал активно использоваться на Камчатке. Попутно пытались использовать автожиры, но практика показала, что на тушении более эффективен мотопараплан, а при проведении мониторинга - автожир. В 2011 году ФБУ Авиалесоохрана закупило 5 аппаратов. В настоящее время я занимаюсь внедрением  мотопарапланов.
- В чем заключается эффективность применения мотопараплана?
- Работа ведется на совершенно другом уровне.  На  Камчатке применение мотопараплана с обученным пользованию GPS  пилотом намного облегчило работу лесных пожарных и уменьшила сроки ликвидации пожара. При наличии вездехода можно сразу же отправлять людей на тушение.
- Всегда ли можно использовать мотопараплан?
- Летные ограничения существуют у любого аппарата. Например, нежелательно использовать его в тех местах,  где весь сезон дуют сильные ветра, где преобладает  выраженная горная местность с перепадами высот.
- Сколько раз в день пилот мотопараплана совершает облет?
-  Визуальная оценка обстановки всегда полезна, а тем более на лесном пожаре, когда ситуация зачастую мгновенно меняется. Если активно заниматься тушением, то облет должен совершаться раз в 2-3 часа. Нужно осмотреть те места, где уже работали, и те, где только предстоит работать. Когда группа занимается работой, ей некогда оценивать обстановку. Радиосвязь с группами позволяет не только активно оценивать обстановку, но и вырабатывать тактику тушения.  Пилот мотодельтаплана может связываться с одной или сразу с несколькими группами, с руководством.
Бывает, что небольшой водоем виден с воздуха и не виден с земли. А ведь такая находка может принципиально изменить тактику тушения. Или люди работают по кромке, копают минполосу,  а в ста метрах  от нее - заброшенная дорога. Можно не делать минполосу и сэкономить силы.
В обычной ситуации осматривать обстановку идет сразу вся группа. И только если обнаруживается, что где-то ситуация вышла из-под контроля, начинается работа, порой – ненормально тяжелая. А ведь можно было бы приступить к ликвидации раньше. Если в группе есть мотопараплан, - пилот взлетает еще тогда, когда люди находятся в лагере, намечает район работ, направляет людей к местам, которые представляют собой угрозы.
Мотопараплан эффективен и во время окарауливания. Наблюдение нужно вести  и на локализованном, и даже на потушенном пожаре. Но сосредотачивать там людей в пожароопасный период нет смысла, ведь профессионалов в сезон всегда не хватает. Регулярный осмотр облегчает и экономит ресурсы. Вместе с мотопарапланом мы хотим внедрить и ряд компьютерных технологий. Осмотр пожара и съемка его на современную видеокамеру, а затем анализ ситуации на компьютере также облегчает работу. Можно сбрасывать через интернет видеоотчеты, чтобы руководство приняло решение.  
- Мотопараплан, вероятнее, намного дешевле в использовании, чем самолет или вертолет?
- Не надо их противоставлять, для каждой техники существует своя ниша. Летчик-наблюдатель на борту аппарата более высокого класса может дать общую оценку,  которая необходима  для информационного обеспечения, а вот тактическая оценка при этом выпадает. Ни один вертолет не может долго висеть в районе пожара и работать в радиусе одного километра. Ни один самолет не может прилететь по первому требованию инструктора группы, чтобы оценить обстановку. Параплан находится прямо на пожаре и взлетает по необходимости.  При согласованных действиях он приводит к тому, что тушение становится гораздо более эффективным, а сроки его сокращаются. Что же касается цены – по сравнению с другими типами летательных аппаратов мотопараплан -  самая дешевая из летающей техники. Та модель, которую я привез сейчас в Красноярский край, стоит около 400 тысяч.
-  Планируете ли вы обучение пилотов?
- Да, в плане подготовка 15 человек, вероятно, мы начнем обучать их осенью. Претендентов раз в 5 больше, чем нужно, но работать может не каждый. Для того, чтобы летать и руководить, нужно умение руководить тушением лесного пожара,  координировать работу групп. Здесь мало одного желания, нужны навыки.
- В 2010 году в Татарстане очень хорошо показали себя любители-мотопарапланеристы, которые находили пожары с воздуха…
- Любитель может сфотографировать пожар, может даже зафиксировать координаты, но не может руководить тушением. Научиться летать - это четверть подготовки пилота на пожаре. Надо иметь наземный опыт тушения, представлять ситуацию в динамике. И конечно же, быть человеком, который пользуется авторитетом  у наземных групп. Такой человек поможет работать слаженно и эффективно. 
- А что будет делать пилот, если вдруг откажет двигатель?
- Любой парашютист испытывает спокойствие,  когда над головой у него парашют. Мотопараплан отличается тем, что при любом отказе двигателя можно приземлиться на лес. Конечно же, это означает, что придется отвлекать наземную группу, ведь один человек, вынужденно севший на лес, снять и вытащить мотопараплан не сможет (хотя я, честно говоря, носил его и самостоятельно). Поэтому лесному мотопланеристу нужно с повышенным вниманием относиться к  содержанию техники, иметь высокий уровень летной подготовки. Халатность, допущенная при подготовке мотопараплана, может обернуться осложнениями при работе в ненаселенке в лесу. При отсутствии аварийных площадок надо как можно серьезнее относиться к технике. Сама безопасность полета имеет свои ограничения. Не уверен - не взлетай. Ведь людям,  которые занимаются тушением леса, дополнительные меры по эвакуации 35 килограммов  техники совершенно не нужны.
- А что делает мотопланерист на пожаре  в то время, когда он не летает?
- Лично я считаю так. Полетал, передал информацию в режиме реального времени, а потом лег на спальник и плюешь в потолок? Это будет неправильно. Я ведь тоже профессионал, и я вместе со своими точками  на GPS и видением обстановки иду тушить вместе с остальными ребятами.
- Везде ли нужно внедрять мотопарапланы?
- Существуют регионы, благополучные по малой авиации, способной проводить мониторинг. Что касается крупных лесных пожаров – я считаю, что мотодельтапланы надо внедрять повсеместно. Применение авиации средней тяжести не отвечает потребностям групп в оценки ситуации. Параплан помогает осуществлять связь с группами, с центром, где принимаются решения об использовании дополнительных сил. Эта ниша открыта для всех регионов. Важно, что мотопараплан находится непосредственно на пожаре, то, что он может сделать - не сможет ни вертолет, ни самолет. Вертолет не может стоять на пожаре, не может работать по вызову, в тех ситуациях, когда нужно прямо сейчас посмотреть конкретную часть территории. Группа получает максимум информации при минимуме затрат.
- Кстати, о затратах. Много ли топлива уходит на полет?
- Используется обычный  бензин, все очень просто – заправился, полетел. На трех крайних пожарах я использовал 20 литров – это мелочь.
- Не нападают ли на пилотов птицы?
- Нет, с птицами мы дружим. Когда ты видишь орла или коршуна, парящего в потоке, расправив крылья, сразу понимаешь: тебе туда, там ты сможешь подняться выше.
- Можно ли сказать, что у вас  очень интересная работа?
- Трудно сказать, что тебе интересно… Интересная ли работа у людей, которые спали всего четыре часа, прямо в лесу, у минполосы, потому что не было сил возвращаться в лагерь, а потом они продолжили свою работу? Это просто высокая степень ответственности. Они нее считают свою работу героической. Когда пройдет усталость, когда сойдет чудовищное напряжение от работы, от постоянно кусающей мошки – вот тогда они будут гордиться.
Крайний раз, когда я был на пожаре, тушили  400 гектар. Это была замечательная спайка:  очень опытный парашютист-пожарный Евгений Мартьянов и группа молодежи. Я искренне позавидовал и высокой квалификации Мартьянова, и физической выносливости его группы. Мартьянов очень скромный, очень вежливый человек. Нам бы таких еще тридцать – мы бы всю страну потушили.